Форум » И прочее, и прочее » Молитвенное правило » Ответить

Молитвенное правило

Николай Михайлович: Несколько лет назад прочитал в одной из книг несколько дельных советов о соблюдении молитвенного правила.В ней приводились рекомендации о количестве утренних и вечерних молитв,вычитываемых православным христианином в зависимости от меры его воцерковленности, духовного возрастания и т.д. В частности, новоначальным христианам рекомендовалось читать только начальные молитвы,тем кто уже духовно возрос давался перечень конкретных молитв из молитвослова и только для духовно готовых рекомендовалось полное вычитывание всех молитв,приводимых в молитвослове.В дальнейшем читая творения подвижников последних времен только убеждался в правильности понимания прочитанного тогда.Я сейчас не хочу говорить о случаях,когда вычитывание утренних и вечерних молитв полностью является обязательным (напр.перед причастием СХТ) или необходимым, в следствии особых душевных обстоятельств,также о необходимости в определенных обстоятельствах сокращать применяемое молитвенное правило ( в конце концов правило для человека, а не человек для правила).Но мне хотелось бы услышать мнение форумчан по этому поводу.Лично я в случаях чтения полного молитвенного правила, приведённого в молитвослове, зачастую намного меньше углубляюсь в молитвенное состояние и в итоге (мне так кажется во всяком случае)получаю меньше духовной пользы.Конечно не всегда так бывает,к тому же бывают моменты особого духовного подъёма,но это нельзя рассматривать как обычную практику.Прошу участников форума высказать свои мысли по этому вопросу.Особенно интересно было бы услышать мнение тех,кто вычитывает молитвенное правило полностью всегда.

Ответов - 15

jnp49: Николай Михайлович пишет: .Прошу участников форума высказать свои мысли по этому вопросу.Особенно интересно было бы услышать мнение тех,кто вычитывает молитвенное правило полностью всегда. В моём понимании, молитвенное правило у каждого СВОЁ... Все мы несомненно вычитываем и утренние и вечерние молитвы, а дальше, мне кажется что вот здесь и начинается РАЗЛИЧНОЕ молитвенное правило. Ну не можем мы все молитвы вычитывать "под копирку", у каждого должен быть свои приоритет в излюбленности молитв. К тому же все мы, наверняка и болеем разными телесными недугами, а в таких случаях надобно молиться именно тому святому, который ПО НАШЕМУ МНЕНИЮ является СКОРЫМ ПОМОЩНИКОМ и ИСЦЕЛИТЕЛЕМ. Как-то слушал беседу отца Андрея Кураева. По его словам, раньше и представить себе было нельзя, чтобы вот так МОЛИТЬСЯ КАЖДОМУ СВЯТОМУ от всяких недугов. Наверное здесь я с ним полностью соглашусь, хотя сам грешный поступаю именно так, как поступаю..., то есть действительно молюсь например Св. Симеону Верхотурскому от болезней ног и т.д... Обязательно стараюсь вычитывать в своём ПРАВИЛЕ, хоть по три-четыре псалма каждый день, а уж скольким иконам Пресвятой Богородицы молимся - ВО СЛАВУ БОЖИЮ !!! Бывает настигают искушения не полностью прочитать с утра молитвенное правило, а допустим прийти с работы и дочитать его. Вообще в последние годы я если честно молитвы ПРОСЛУШИВАЮ через магнитофон (касета с утренними и вечерними молитвами записанная в Оптиной Пустыни). Сам себя иногда ловил на мысли, что вычитываю молитвы чисто "машинально" и естественно никакой пользы от такого прочтения думаю мне не было. Грех наверное, но когда в мыслях повторяешь все слова за чтецом (МЕДЛЕННО и РАЗДУМИСТО), думаю пользы от таких молитв намного больше (ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ)...

Николай Михайлович: jnp49 пишет: Грех наверное, но когда в мыслях повторяешь все слова за чтецом (МЕДЛЕННО и РАЗДУМИСТО), думаю пользы от таких молитв намного больше (ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ)... Да в чём грех-то?Это, по моему мнению, очень индивидуально.Одному полезней про себя прочитывать,другому вслух,третьему слушать как другой проговаривает...

антоний: По моему скромному мнению Господь слышит все молитвы воссылаемые ему, все нашипросьбы и по своей воле помогает или определяет чему быть и чему нет. у меня тоже есть свое молитвеное правило, состоящее из двух частей, сначала я прошу о даровании благослевения, а потом прошу милости. Кроме того, не всегда, но стараюсь вычитывать молитвенное правило преподобного Серафима Саровского (самый мой любимый святой и скорый помощник, хадатай, заступник) молюсь вечером в основном перед отходом ко сну, возле своего церковного уголока, правда лампаду не возжигаю каждый день (забываю в последнее время, грешу), заключается правило в прочтении молитв:Отче наш (з раза) Богородице (3 раза) символ веры (1 раз).


Николай Михайлович: jnp49 пишет: Вообще в последние годы я если честно молитвы ПРОСЛУШИВАЮ через магнитофон (касета с утренними и вечерними молитвами записанная в Оптиной Пустыни). Сам себя иногда ловил на мысли, что вычитываю молитвы чисто "машинально" и естественно никакой пользы от такого прочтения думаю мне не было. Грех наверное, но когда в мыслях повторяешь все слова за чтецом (МЕДЛЕННО и РАЗДУМИСТО), думаю пользы от таких молитв намного больше (ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ)... Попытался воспользоваться Вашим опытом.Наверное мне не подходит,рассеивание в мыслях ещё большее чем обычно.Конечно,может быть просто от отсутствия навыка...

jnp49: Николай Михайлович пишет: Конечно,может быть просто от отсутствия навыка... Согласен с Вами..., к этому надо привыкнуть. Для каждого - индивидуально. Я и сам, когда очень рано встаю и чувствую, что могу НОРМАЛЬНО вычитать все молитвы и правило, старюсь не прибегать к услугам аудио-записи. Так честнее и перед Богом, да и перед самим собой. Только вот не всегда такое получается...

антоний: нет, я на ночь свое правило вычитываю полностью, независимо от времени суток, веер или глубокая ночь. А вот правило преподобного Серафима Саровского стараюсь вычитыватьполуается процентов на 30%

Рулетка: Правило у меня, наверное, довольно большое, как у домохозяйки, которая хоть весь день может держать в уме молитву, а не отчеты-протоколы-срочные задания руководства. Молитвослов (утреннее, вечернее), Евангелие - 1 глава, Апостол - 1 глава, одна "слава" Псалтири, одна- две главы Ветхого завета. Также православный календарь (в нем краткие поучения) стараюсь читать, и книжку для души (сейчас "Золотой святыни свет", про сестер Марфо-Мариинской обители, про княгиню Елисавету). Но пред иконами я стою только во время чтения главы Евангелия. Чтение Св. Писания - сидя, пока дитя укачитаю. Молитвы почти всегда на ходу, невнимательные, безслёзные. Но даже если я сокращу свое правило, сосредоточенности у меня не прибавится, т.к. уединенности у меня мало, и если во время тихого часа я свободна, то ем и направляюсь к своей игрушке (компьютеру, конечно. Не могу себе отказать ). Правило росло постепенно, я не начинала сразу со всех молитв, а выбрала, те, у которых смысл поняла. Потом возникало желание понемногу прибавлять правило. Не нудила себя, просто хотелось. И чаще всего мне действительно хочется все вычитывать. Если я остановлюсь на середине, то у меня возникнет чувство, что я не "наелась", хоть и часто не глубока моя молитва. Но мне тоже кажется, что обстоятельства жизни у всех различны и не нужно всех под одну гребенку - единым длинным правилом по молитвослову связывать. Полностью согласна с НМ.

Николай Михайлович: А у меня ещё проблема с рассеиванием мысле на молитве.Никак не удается перебороть эту проблему.Но, наверно "борец" такой...

Рулетка: Думаю, это беда у всех, кто молится заученными фразами, а не подбирает слова обращения к Богу непосредственно перед тем, как произнести. Я иногда не могу вспомнить, какую молитву только что прочла, если внезапно меня отвлекли.

Николай Михайлович: Рулетка пишет: Я иногда не могу вспомнить, какую молитву только что прочла, если внезапно меня отвлекли. У меня и того хуже,даже если не отвлекают бывает ловлю себя на том,что не помню прочитал ли определенную молитву или пропустил.Как говорил известный персонаж,"легкость в мыслях необыкновенная".

СашкО: Рассеивание мыслей достаточно распространенное явление. Если обратиться к святоотеческим наставленим по молитве, то можно увидеть, что существует несколько степеней молитвы. Сначала устами, потом сердцем, потом - умом, затем созерцательная (может, путаю, немного, но примерно так). На высших степенях молитвы слова для нее уже не нужны, она просто выходят за пределы слов. Отдельно Отцы обращают внимание на сосредоточенность на молитве, и из этого вытекает простое правило, лучше прочесть меньше, но внимательнее. Хотя, есть и обязательные молитвы, Отче наш, Пресвятая Троица. Просто, на мой взгляд, ограничивать молитву только утренним и вечерним правилом - неверно. Молитва должна быть постоянной. А если вычитать утреннее правило все, а потом до вечера ни разу ум к Богу не повернуть, такая молитва будет в немалой части формальной, только в счет грехов запишется. Нужно стремиться к тому, чтобы молитва была постоянной. А не только в установленное время. Я бы советовал как можно более прочесть об Иисусовой молитве, это поможет понять суть молитвы вообще и ее степени возрастания. Молитва у всех вначале несовершенна. Но если человек правильно подходит к ней, соблюдая не формальный, а живой подход, если молитва - такая же жизненная потребность как пища, а не строгое соблюдение обряда - навык в молитве непременно придет в свое время, просто нужен труд. Еще, если не ошибаюсь, невнимательная молитва, рассеивание мыслей на молитве( и вообще недержание мыслей) вменяется в грех, это нужно исповедывать, столько, сколько впадаешь, и Господь поможет.

антоний: СашкО согласен полностью, вычитывание правил и все, это молтва может быть и противна Богу, об этом мы не узнаем или узнаем чуто попозже. на счет этого есть хорошая притча: Один пожилой набожный человек молился пять раз в день, тогда как его делового партнёра ни разу не видели в церкви. В день своего восьмидесятилетия старик обратился к Богу с молитвой: — О Господи! С самого детства я ни единого дня не пропустил без утреннего визита в церковь; я молился пять раз в день. Ни одного поступка, ни одного решения, важного или пустякового, я не совершил без упоминания имени Твоего. Сейчас, когда я постарел, я стал совершать в два раза больше благочестивых дел и молиться Тебе беспрестанно, денно и нощно. Но при этом остался таким же бедным, как церковная мышь. Посмотри же на моего делового партнёра. Он пьёт, играет в азартные игры и, несмотря на почтенный возраст, проводит время в компании девиц сомнительного поведения, и при этом ещё купается в роскоши! Не думаю, что хотя бы одна молитва слетела с его губ. Господи, я не прошу Тебя наказать его, это было бы не по-христиански. Но, пожалуйста, ответь мне: за что, за что, за что ты уготовил мне такую печальную участь, а его наградил богатством? — За то, — ответил Бог, — что ты такой невероятный зануда! Я сам, молюсь молитвенным правилом преподобного Серафима Саровского, потому что этот святой мной сильно почитаем, но у меня не получается на работе про себя повторять Иисусову молитву до обеда, а на обеде повторять правило с утра (3 - Отче наш; 3- Богородице.., 1- Символ веры), это же нужно утром. Вот утром и в обед я не успеваю, утром потому что делаю зарядку, кормлю рыбок в акве и черепаху, делаю зарядку. если вставать еще раньше и не выходя из команты все это читать, тогда не будет должно внимания и усердия, не буду нудить себя на молитву. В обед, потому что всего-то час. Пока прибежишь домой, разогреешь или разогреют. поешь и обратно на работу. Как все это сочитать? ума не приложу. А после обеда в течении всего рабочего дня до вечера: Богородица спаси мя грешного. на работе не получается. с людьми приходится общаться, или работа не дает, там читать нужно вникать в тексты документов. Вот ПРОБЛЕМА как исполнить?????

Рулетка: Антоний - по дороге на работу и с работы. Не обязательно молиться на коленях у лампадки. Не обязательно видимо осенять себя крестным знамением, можно и в уме. Такая молитва тоже приятна Богу, ведь лучше так, чем никак. А пройдет несколько лет, и Вам самому захочется вставать, для Господа, на полчаса раньше.

Admin: Думаю, что все это правильно. Надо постепенно приучать себя к молитве. Кстати, есть такая практика - прочитать часть молитв, передохнуть (позавтракать, например), потом дочитать. Или, как вариант - прочитать часть молитв, а остальное дослушать на плеере по дороге на работу. То же можно и с вечерними, часть прочитать, часть послушать, молитвенно присоединяясь к словам чтеца. Но это уж кому как. Наш Павел Борисович, например, часто такое практиковал, и, как я заметил, с пользой. Я, пока не был привязан болезнью к дому, тоже часто в дороге пел песнопения молебные и прочие.

Николай Михайлович: О насущном хлебе наших сердец 08.08.2008 Молись — не молись… Прежде чем начать разговор о молитве как таковой, хотелось бы сказать об одном препятствии к молитве настоящей. Одном, но самом, пожалуй, существенном. В наше время в среде людей верующих распространено какое-то странное, очень вредное убеждение: будто жить жизнью духовной и молиться «по-настоящему», «как святые отцы», мы никогда не сможем. И потому, якобы, достаточно не молиться, а просто «читать правило», точно исполняя какой-то закон. «Молись — не молись,— говорят,— все равно твоя молитва не сотворит чудес». В этом заключается очень большая неправда. Да, мы гораздо немощнее своих предков, не говоря уже о святых отцах древности,— немощнее и физически, и духовно. Самое подходящее слово, чтобы определить наше состояние — расслабление. Но Господь смотрит на намерение человека, на его стремление, на его труд. И если кто-то пробивается через эту немощь, через собственное бессилие и действительно ищет Бога — стремясь жить по Его воле, прибегая к Нему в молитве, то делания такого человека Господь без плода не оставит. И молитва его будет творить чудеса. Возможно — незаметные для окружающих, но очевидные для него самого. И главное из этих чудес — реально переживаемое в молитве чувство присутствия Бога, предстояния Ему, ощущение Бога как самой своей жизни. Барометр духовной жизни Опыт этого богообщения — пусть самый малый, почти «незаметный», крайне важен. Именно он оживляет нашу веру, делает ее не головной, а сердечной. И христианин, который молится, во многом отличается от другого — того, что лишь «читает правило». Молиться — значит знать, чего ты просишь у Бога, понимать это умом, ощущать сердцем. И, с одной стороны, конечно, молитва во многом зависит от того, как человек живет: если хорошо, по-христиански — тогда и молиться легче, потому что добрая жизнь дает человеку в молитве некое чувство дерзновения, благой надежды. Не потому, что можно надеяться на свои дела и тем утешаться. Нет, это чувство — просто некая «награда» от Господа, таинственное удостоверение, которое Он подает душе. Также и жизнь нерадивая зачастую делает молитву холодной и бездушной. Не оттого, что Господь отвергает человека-грешника с его молитвой. Скорее, сам человек как бы не решается в молитве «приблизиться» к Богу. Но не только молитва зависит от жизни, а и жизнь от молитвы. И в этом нет противоречия: молитва и деятельная христианская жизнь — это как бы два крыла, одинаково необходимых человеку. Только в их согласном движении совершается правильное шествие по пути восхождения к горнему. Молитва открывает для человека совершенно иное пространство бытия, учит видеть события, происходящие на земле, в перспективе вечности, дает силы для борьбы со страстями, является для души ее насущным хлебом. Она постепенно меняет и преображает человека. В том, конечно, случае, если человек понуждает себя к вниманию в ней, если он — усердный делатель, а не теплохладный «исполнитель закона». В каком-то смысле молитва — барометр духовной жизни человека. Не случайно в древности монахи зачастую приветствовали друг друга одним вопросом: «Как молитва?». Это не значит, что и каждому из нас следует так приветствовать наших друзей и знакомых. Нет, скорее, это вопрос, который регулярно надо задавать самому себе. И в зависимости от того ответа, который мы себе даем, делать вывод о своем духовном состоянии. Верность в малом Выше говорилось о том, чего требует молитва от молящегося. К сказанному можно прибавить еще одну немаловажную вещь — молитва требует верности. Ее нельзя бросать, оставлять, в ней необходимо постоянство. В этом и заключается маленький, но очень важный подвиг: не пропускать времени, установленного для молитвы, не оставлять своего пусть небольшого, но уже установившегося правила. Человеку свойственно приобретать на протяжении своей жизни определенные навыки. А от них, как говорил преподобный Силуан Афонский, зависит очень многое. Добрый навык спасает, злой — губит, весь вопрос в том, к чему человек будет себя день за днем приучать. Очень много значит навык и в молитве. Приобретет его человек, потрудится ради этого, и тогда сама привычка обратится ему в помощь, встать на молитву утром или вечером будет для него столь же естественно, как подняться с постели или лечь спать. Хорошо приучить себя к этому и просто воспринимать как данность: день с молитвенного правила начинается и молитвенным правилом заканчивается. Пусть оно и не особенно обширное: утренние молитвы утром и вечерние вечером, главное — ежедневно. Бывают, конечно, случаи, когда человек, например, не услышит будильника, проспит, а потом времени на молитву не останется. Тогда надо помолиться хотя бы кратко, начав с первых молитв того же утреннего правила, прочитав их с вниманием и усердием, прося у Бога прощения за такое отступление. И при первой возможности постараться прочитать остальные молитвы, пусть даже это будет в обед. Вообще же хорошо привыкнуть вставать точно по будильнику. Всё равно после того, как он первый раз прозвенел,— какой уж там сон, пользы практически никакой. А для молитвы очень важно, чтобы человек, проснувшись, тотчас встал бы и сразу же обратился к Богу. Когда мы лежим и никак не можем подняться, это приводит не только к телесному расслаблению, это делает слабым и безвольным наш ум. Кроме того, помимо нашей воли, начинают приходить, пробиваясь сквозь полудрему, различные мысли о делах наступающего дня, нередко же враг, пользуясь нашим сонным состоянием, начинает воевать против нас нечистыми, искусительными помыслами, как говорит об этом в своей «Лествице» преподобный Иоанн. А ум наш, по слову другого преподобного, Варсонофия Великого, подобен мельничным жерновам: что попало в него, то и мелется потом целый день. И результат бывает соответствующий. Напротив, если человек, как солдат при побудке, вскакивает тотчас, только прозвенит будильник, и сразу же приступает к молитве, то это также во многом определяет то, как день будет прожит. Нужно, учит святитель Феофан Затворник, молитвенно поставить себя перед Богом, утвердиться в ощущении Его присутствия, и после этого уже делать что бы то ни было еще: либо сразу читать правило, либо совершить утренний туа-лет и уже затем переходить к правилу. Не менее важно и то, что молитва должна наш день завершать, как бы увенчивать его, чтобы и последними мыслями, с которыми мы отходим ко сну, были мысли о Боге. И тут случаются исключительные ситуации, когда мы оказываемся настолько усталыми, что исполнить все правило нет сил. Иногда лучше бывает в таком случае прочитать всего несколько молитв, скажем, Трисвятое по Отче наш, и, укорив себя в немощи и малодушии, лечь спать. Но важно, чтобы это и оставалось исключением, а ни в коем случае не обращалось в сложившееся обыкновение. Вражья хитрость Очень существенный момент: преодолевать в молитве приходится не только плоть, ищущую отдохновения и комфорта, не только лень и нерадение, не только суетные и мятежные помыслы о насущных делах. Нашим противником в это время выступает враг. Он может, согласно объяснениям Лествичника, наводить на молящегося сон, отягощая его веки и все тело. Может буквально забрасывать различными не ко времени приходящими помыслами, в том числе и самыми непотребными, даже хульными, чтобы заставить человека испугаться и от молитвы отказаться совсем. Но есть у него и другой способ борьбы с молитвой, о котором необходимо знать. Он с самого утра начинает человека «гнать», то есть торопить, убеждая, что времени нет, что надо спешить, а помолиться лучше потом и т.д и т. п. В результате человек, не помолившись, в полном смысле слова вваливается в наступивший день. А без молитвы, без призывания в ней помощи Божией, как известно, всё идет наперекосяк. И к вечеру оказывается христианин словно рыба, выброшенная волнами на берег: сил нет, усталость кажется невыносимой, делать уже ничего не хочется, особенно молиться. Так без молитвы отходит он ко сну. А утром — новый день, и всё опять наперекосяк. Зачем нужно знать, что всё это тоже вражие искушение? Потому что по известной пословице «предупрежден значит защищен». Главное — не поддаваться. И думать о том, насколько же не хочет враг нашей молитвы, что так мешает нам. И, раз так, то как же она важна для нас и для нашего спасения! Эта мысль многие трудности и искушения бесовские поможет преодолеть. Игумен Нектарий (Морозов) Источник: Православие и современность



полная версия страницы