Форум » И прочее, и прочее » Православие и рок » Ответить

Православие и рок

Inkvizitor: Скажите, а как отнеосится к праволсавному року и року вообще? Да и можно ли праволсавному человеку увлекаться этим делом? ну а далее походу темы задам вопросы...

Ответов - 36

Евгения: Мне кажется, что тут вопрос не с самом роке, а в том, насколько этим увлекаться. Если фанатеть - то неполезно, но это относится к любому, не только к року. А в самом роке не вижу ничего прямо уж такого плохого. ИМХО,

Дмитрий: Inkvizitor пишет: Скажите, а как отнеосится к праволсавному року и року вообще? А что есть православный рок или православная попса, или православный рэп? По-моему православие и рок (попса, рэп, регги и т.д.) несовместимые вещи. Православие - правильное славление, правоверие, а причем тут рок? Согласитесь, странно звучит, если говорить мусульманский рэп, католическая попса и буддийское кантри. Если Вы имеете ввиду рокеров исповедующих православие, то дело каждого человека, что ему петь и петь ли вообще. Что такое песня и для чего они поют?! Они так самовыражаются. Поэтому к православию (католицизму, мусульманству, протестантству, язычеству) это не имеет никакого отношения.

Inkvizitor: Дмитрий пишет: что есть православный рок или православная попса, или православный рэп? рок есть. он называется христианским. Его поют и священники, и миряне. поищите в инете - найдет.


gente: Дмитрий пишет: А что есть православный рок или православная попса, или православный рэп? на счёт вышеперечисленного не знаю, однако православный шансон есть... а иначе я не знаю как можно охарактеризовать к примеру творчество отца Олега Скобли, кроме как православный шансон... я когда за рулём еду-постоянно включаю его песни =))))

Денис: Вот, из словаря: рок (вид популярной музыки, возникший из рок-н-ролла, часто используется как его синоним) Rock's emphasis on rhythm, gritty abrasive instrumental sounds, and often salacious lyrical themes underscored the genre's roots in sexuality and things impulsive and earth. — Акцент рока на ритме, шероховатом инструментальном звучании и зачастую вульгарных текстах подчеркивал, что жанр коренится в сексуальном, возбуждающем и земном. In the mid 60s, a less dance-oriented, more concert-oriented style of rock & roll emerged, which was usually given the title "rock." — В середине 60-х появилось направление рок-н-ролла, ориентированное не на сопровождение танцев, а на концертное исполнение; его обычно называли "роком". country rock — кантри-рок, рокабилли - acid rock - alternative rock - art rock - garage rock - hard rock - punk rock С самим роком всё понятно, полагаю. Если не ошибаюсь, в переводе с английского означает "ломать". Что ломать-то? Душу, психику? Что такое православный рок не знаю. Как относится к проповеди православия на рок-концертах? Думаю, так же, как и везде. Проповедь есть проповедь, она везде нужна. И среди лохматых, обкуренных, с тремя шестёрками на грязных майках. p.s. А кто-нибудь слышал гараж-рок?

Денис: Павел Борисович пишет: Простите уважаемый Денис, а что так всех рокеров да под одну гребенку Гребёнка - рок. Разве не все рокеры поют-играют-слушают рок? Павел Борисович пишет: Хочу заметить что в Русском роке склонности к сатанизму практически нет, есть группы которые сознательно пропагандируют сие направление, но их достаточно трудно найти на задворках интернета. Не все, я этого и не утверждал. Но их найти легко и вовсе не на задворках. Я нашёл довольно быстро и не набирая в поиске "сатанизм". Могу сказать, что специально и не искал, что вываливалось на меня, то и взял. Уже понял, что в традиции данного форума читать сообщения собеседников по диагонали, поэтому повторяю: Денис пишет: Через поисковик нашёл все эти фотки, это любому под силу. Глубоко не копал, оно, как говорится, на поверхности плавало. Павел Борисович пишет: Я Вам для ознакомления привел пару ссылок, первая это группа "Черный кофе", вторая песня протоиерея Олега Скобли где ему аккомпонируют музыканты из "ДДТ", "Чиж и ко" и другие: Благодарю, но, к сожалению, у нас блокируют и видео, и мр3. А от указанных Вами групп (как и от всего рока) мне так же "плеваться хочется", как Вам от АББА. Так что Ваше предложение настолько же корректно по отношению ко мне, как было бы корректно мне предложить Вам послушать АББА.

Inkvizitor: http://www.e-menno.org/xrock.htm

Денис: Автор приведённой статьи возражает против "христианского" рока. Хотя, похоже, он протестант. Не мудрствуя, просто представим себе, может ли рок звучать в Раю? То-то и оно... "Надо, чтобы музыка вела, но не уводила!"

Inkvizitor: Денис пишет: может ли рок звучать в Раю? То-то и оно... а нам почем знать? может и есть, а может и нет. вот попадем и узнаем.

Дмитрий: Денис пишет: Не мудрствуя, просто представим себе, может ли рок звучать в Раю? А как же, попал в Рай рокер и по старой привычке создает группу. Раз в ад попадают с плохими привычками, то в Рай с хорошими, а рок может быть хорошим.

Marek: Вот например роцковый мюзыкл Иисус Христос Суперстар ето уже класика

Денис: Я вас понимаю. Многие в молодости пережили увлечение роком. А в Раю, полагаю, может быть только музыка, схожая с православным богослужением. Надеюсь, так оно и есть. И никаких роков и рок-н-роллов. Ещё такой аргумент. В Раю не может быть ничего плохого, а рок многим не нравится. Значит, когда он зазвучит, кому-то будет неуютно. В Раю так быть не может. Ещё раз посмотрите определение и происхождение рок-музыки.

Евгения: Денис пишет: рок многим не нравится Мне кажется, что это зависит от сложившегося у человека любви к той или иной музыке. Тогда и возникает неприятие чего-то нового или необычного.

Marek: Соглас с Евгенией!!!!!

Денис: Marek С чем Вы согласны? С тем, что из-за любви к одной музыке возникает неприятие "чего-то нового и необычного"? Ну это же смешно! Раз уж разговор о православном роке свёлся к нравится-не нравится сам рок, то рок лично мне не нравится не потому, что я люблю, допустим, ту же АББА, а потому, что от рока голова болит. А внеший вид рок-музыкантов отнюдь не ангельский, а скорее наоборот. Какие чувства и мысли призван рок пробуждать в людях - см. выше. Последняя фотка, надо полагать, многих тут умилит... Боюсь, только, что это не проповедь христианства, а банальное использование христиаской символики в целях увеличения собственной популярности.

Inkvizitor: Денис пишет: от рока голова болит. А внеший вид рок-музыкантов отнюдь не ангельский, а скорее наоборот. у вас болит, а у меня нет... внешний вид - имидж. никто же вас не ругет за то, что вы носите джинсы, так вот они решают нужным носить такую одежду. а названия рок-групп можно найти разные: от самых веселых до ужасающих. поэтому не надо столь утрировать. Денис пишет: Боюсь, только, что это не проповедь христианства, а банальное использование христиаской символики в целях увеличения собственной популярности. жаль, что не могу вам дасть сылку на ткой рок, раньше у меня было, а теперь нет, но вы убедитесь, что ваши слова неверны.

Денис: Inkvizitor Inkvizitor пишет: у вас болит, а у меня нет... внешний вид - имидж. никто же вас не ругет за то, что вы носите джинсы, так вот они решают нужным носить такую одежду. а названия рок-групп можно найти разные: от самых веселых до ужасающих. поэтому не надо столь утрировать. Что я утрирую? Через поисковик нашёл все эти фотки, это любому под силу. Глубоко не копал, оно, как говорится, на поверхности плавало. А к "имиджу" присмотритесь! Inkvizitor пишет: жаль, что не могу вам дасть сылку на ткой рок, раньше у меня было, а теперь нет, но вы убедитесь, что ваши слова неверны. Повзрослеете, и Вы измените свою точку зрения. А пока слушайте себе на духовное здравие рок, но более его не пропагандируйте для православных, мой Вам совет.

Inkvizitor: Денис пишет: Вы измените свою точку зрения. не изменю. - догматик. Денис пишет: А к "имиджу" присмотритесь! ну у белого всегда небелый виноват. Денис пишет: А пока слушайте себе на духовное здравие рок, но более его не пропагандируйте для православных а я ничего и не пропагандирую. многих знаю, кто верит в Бога, холит в церковь и при эотм не прочь сходить на Максидром или еще куда-нибудь. вот лучше подумайте вы и измениет свою точку зрения.

Павел Борисович: Денис пишет: люблю, допустим, ту же АББА, а потому, что от рока голова болит. А внеший вид рок-музыкантов отнюдь не ангельский, а скорее наоборот Простите уважаемый Денис, а что так всех рокеров да под одну гребенку, мне допустим от АББЫ плеваться хочется, не говоря уж о росийской попсе где поют такую гадость что и повторять противно. Хочу заметить что в Русском роке склонности к сатанизму практически нет, есть группы которые сознательно пропагандируют сие направление, но их достаточно трудно найти на задворках интернета. Я Вам для ознакомления привел пару ссылок, первая это группа "Черный кофе", вторая песня протоиерея Олега Скобли где ему аккомпонируют музыканты из "ДДТ", "Чиж и ко" и другие: http://www.doublewind.by.ru/-/download.shtml?/music/oleg_skoblya/other/Cherniy_Kofe_-_Krezhenskiy_Sneg.mp3 http://www.doublewind.by.ru/-/download.shtml?/music/oleg_skoblya/krestniy_chod_1996/01_odinokiy_krik.mp3

Inkvizitor: такой ворос ко все, особенно молодым: если честон, то вы слушаете рок?

Денис: Inkvizitor пишет: вот лучше подумайте вы и измениет свою точку зрения. Думать я люблю. Думать - моя профессия, мой хлеб. Но в данном случае думать не о чем. Inkvizitor Позвольте задать вам интимный вопрос. Такое неуважение к руссокму языку - откуда? Вы, как дворянин, наверное, больше к французскому склонны?

Inkvizitor: Денис пишет: Такое неуважение к руссокму языку - откуда? Вы, как дворянин, наверное, больше к французскому склонны? где же у меня неуважение? если когда я пишу, то опечатки бывают, иногда очень грубые... Причем тут происхождение? Единственно, что я понять не могу. Рок я слушаю только русский. Можно и французский, я язык знаю и понимаю, также как и ряд языков, но это уже отдельная тема. Вообще - я славянофил, поэтому уж увольте от западных тем. Почитатйте мои посты в других темах и вы поймете, кто я есть на сасмом деле. Я этого не скрываю, поэтому читатйте, а коль будет интресно, напишите в личку. Могу сказать еще одну вещь, но это уже относительно происхождения. Среди моих знакомых мало тех, с кем довелась сдьба сойтись мне( я имею относительно друзей из бывших сословий), то они патриоты воей страны, хотя могут послушать и рок на известном человеку иностранном языке. поэтому тут увольте. Денис пишет: Но в данном случае думать не о чем. Зря. ДЖумать всегда есть о том. Человек всегда страдает из-за своего неверия. Если он чего-то не признает, то это не значит, что этого не существует. Подумайте над этим.

Денис: Inkvizitor пишет: если когда я пишу, то опечатки бывают, иногда очень грубые... Конечно, опечатки есть у всех, у меня самого их немало. Но я знаю, что у меня клавиатура плохая и некоторые кнопки не всегда срабатывают. Поэтому стараюсь перечитывать то, что написал, а потом уже отправлять, чего и Вам желаю. Если у Вас нет неуважения к русскому языку, то собеседников Вы своих точно не уважаете, заставляя их читать белиберду. Inkvizitor пишет: Причем тут происхождение? Единственно, что я понять не могу. При том, что дворяне русскому предпочитали французский. Не знали? Читайте классику, изучайте историю! Inkvizitor пишет: Зря. ДЖумать всегда есть о том. Человек всегда страдает из-за своего неверия. Если он чего-то не признает, то это не значит, что этого не существует. Подумайте над этим. Грубите... И весьма вульгарно меня интерпретируете. Рок существует, успокойтесь, я его просто не слушаю, мне он не нравится. Inkvizitor пишет: поэтому тут увольте Увольняю! Знаете, в самом деле, читать Вас больше нет желания и на Ваши выпады больше не отвечу.

Inkvizitor: Денис пишет: Если у Вас нет неуважения к русскому языку, то собеседников Вы своих точно не уважаете, заставляя их читать белиберду. Грубите... Кто вам сказал, что белиберда? В вашем понимании может так и есть, но у других это не вызвает таких отрицательных эмоций, сколь у вас. Христос терпению учил, а тут вражда прям какя-то начинается... Денис пишет: При том, что дворяне русскому предпочитали французский. Не знали? Читайте классику, изучайте историю! Изучаю. Я уже почти студент итсрического факультета, но это уже потом. Если его предпочитали до 1812 года, то это ни о чем не говрит. Таккая тенденция была. И чем они вам так навредели? Тем, что они были образованные, патриоты до Гражданской, в, после, в эмиграции, тем, что они "эксплуатировали" крестьян? Прекратите читать советские книги и газеты. Денис пишет: Знаете, в самом деле, читать Вас больше нет желания и на Ваши выпады больше не отвечу. это есть уход от ответа. Нежелание или не умение докончить начатую беседу. Только вот не забываетй, что мы с вами еще встретися на форуме, да может и не только, поэтому не надо столь резко отвечать - Зеля кргулая и мпаленькая. Еще встретимся. Денис пишет: Грубите... И весьма вульгарно меня интерпретируете. Рок существует, успокойтесь, я его просто не слушаю, мне он не нравится. возможно, вы тоже грубите. я никого не интерпретировал. я сказал, что посчитал нужным. только вот не надо воприниать все столь прямолинейно, это не есть хорошо.

Дмитрий: Inkvizitor пишет: такой ворос ко все, особенно молодым: если честон, то вы слушаете рок? Я слушаю иногда, не то что фанатею, но включу всегда лучше рок (ДДТ, Алиса,) чем попсу.

Николай Михайлович: Известный музыкант Всеволод Гаккель отметил, что рок-н-рольный образ жизни несовместим с православной верой 28.05.2008 20 мая книжный клуб «Буквоед» на Восстания пригласил всех желающих на живое интервью с одним из самых загадочных музыкантов 80-х 90-х годов Всеволодом Гаккелем. Интервью у Всеволода брал редактор приложения «Входной» газеты «Деловой Петербург» Игорь Шнуренко. Организатором встречи стал православный журнал «Фома». Всеволод Гаккель, по своей воле покинувший знаменитый «Аквариум» и основавший легендарный клуб «ТамТам», вырос в семье, укорененной в православной традиции, и стал для многих рок-музыкантов образцом стремления к духовной жизни. Недаром рокеры так часто приглашали его в крестные отцы своим детям. Впрочем, Сева Гаккель как главный «тамтамовец» стал музыкальным «крестным отцом» и многих современных групп. Что думает один из основателей «Аквариума» о современном клубном движении? Не противоречат ли занятия рок-музыкой православной вере? Возможно ли неформальному музыканту стать истинным христианином, и почему многие рокеры из всех возможных религий выбирают буддизм? «Я был крещен в детстве, крест стал носить в юности и никогда его больше не снимал, – рассказывает Всеволод Гаккель, – Моя мама была верующей, к тому же имела слабое зрение, и я часто провожал ее в церковь. Но я всегда чувствовал некоторое несоответствие себя с тем, что я видел в храме. Так продолжалось до тридцати лет. Именно в это время у меня появилось ощущение найденного источника жизни». На вопрос о том, связан ли уход из «Аквариума» с его религиозными взглядами, Всеволод ответил: «Я вообще не люблю определение религия, мне больше нравится понятие вера. Для меня стал категорически неприемлем рок-н-рольный образ жизни. Ощутив это, я ушел». «Многие музыканты 80-х– 90-х стали заниматься богоискательством, – добавил он, – Кто-то нашел себя в буддизме, потому что хотелось отличаться. Многие стали называть себя православными, хотя православными в полном смысле слова не были – из-за отсутствия воцерковления. В результате музыканты пытались балансировать, сами себе отпуская грехи. А рок-н-рольный образ жизни предполагает греховность». На вопрос Игоря Шнуренко – «Можно ли провести четкую границу между профессией и своей внутренней жизнью?» – Всеволод ответил: «Моим способом зарабатывания денег сегодня является организация концертов, причем очень часто неправославных. В этом есть противоречие между тем, что я делаю и тем, что я чувствую». Особый интерес у участников встречи вызвала информация о том, что Всеволод Гаккель является алтарником одного из петербургских храмов. «Я не хотел, чтоб об этом знали, потому что это касается только меня и моего пути к Богу. Но, увы, я человек публичный. Очень рад, что получил возможность таким образом участвовать в богослужении. Не питаю никаких иллюзий на этот счет, потому что не знаю, как сложится моя жизнь дальше», – сообщил музыкант. По материалам: Вода живая Источник: РЕЛИГИЯ и СМИ

Inkvizitor: Николай Михайлович пишет: А рок-н-рольный образ жизни предполагает греховность». прям так и предполагает? Можно быть священником, а заниматься самымми непотребными делами. Вот поэтому можно всегда найти противопоставления. это прям из пальца высасано. А вот и вспомнил, откуда можно полушать христианский рок. Напрмер группа "Наутилус". Песня, если я не ошибаюсь, называется "Апостол Андрей" или как-то так, но одним словом, про него. послушать рекомендую. если у кого есть, то мжет, кто сумеет выложить7

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: прям так и предполагает? Можно быть священником, а заниматься самымми непотребными делами. Вот поэтому можно всегда найти противопоставления. это прям из пальца высасано. Это Вы с г-ном Гаккелем подискутируйте,а я в дискуссии не участвую.А разместил его интерью потому, что подумал,что участникам дискуссии будет интересен его взгляд на это.

Inkvizitor: а я с ним и спорю, только вы разместили эту статью, вот я и скопировал. я же не придъявляю приетнзии, когда пишут Чиатат Инквизитор, хотя это и не мои слова...

Николай Михайлович: Inkvizitor пишет: пишут Чиатат Инквизитор

СашкО: Давайте сначала о православном роке. Прошу все поклонников этого якобы существующего направления попытаться дать ему определение. ТО, что о.Скобле рок-музыканты аккомпанимируют, это ничего в пользу рок-музыки не дает, обычный творческий пррием. Обратитесь к церковной традиции . вы увидите, что в Православии главное играет ТЕКСТ. Переплетение музыки и церковного уклада характерно прежде всего для католичества. У нас в храмах на гармони не играют. У нас только поют. Кстати. С позиции текста очень многие рок-песни, наши и английские крайне уязвимы. Примеров - масса, я приведу лишь один. Некогда и сейчас популярная песня группы "Найтилус Помпилиус" "Прогулки по воде", каюсь сам очень увлекался, Господи, прости. В ней грубо искажены реалии. Апостол Андрей Первозванный, когда его призвал Спаситель, рыбачил в море, не с причала, сам Спаситель не ходил по воде, а шел берегом. Апостол Андрей по первому слову последовал за Христом, а не допытывался "объясняй мне сейчас, пожалей дурака..." таким образом по сути, грубый пасквиль на апостола Андрея Первозванного, да и на самого Господа. Это реальное лицо рока. Если то же самое произвести оценку с точки зрения музыки, она почему-то тоже, в той или иной степени весьма возбуждающе действует, вместо привнесения покоя и мира в душу, что, как известно, свойственно благодати Божьей. Безблагодатная такая музыка, вот в чем дело. Между прочим, и песни ДДТ этим тоже страдают, сам Шевчук рукоприкладством в недалеком прошлом промышлял (я о его драке с Киркоровым) Может ли терновник смоквы родить? Дорогие мои, очень прошу, не предавайтесь играм собственного разума, а более ориентируйтесь на отеческие наставления. А святые отцы, рядовые священники от старца Паисия Святогорца до батюшек, затрагивающих эту тему в той или иной степени единодушны - рок от лукавого. Не может быть он православным. Вообще, зачем везде приплетать Православие? ТОлько потому, что песня на евангельскую тему или музыка хорошая или поет батюшка? Но при чем здесь Православие? И бесы знают Христа и подчиняются ему, однако они с Господом ничего общего не имеют. А со всеми этими "православными" роками, шансонами недолго и до "православных" частушек докатиться.

gente: СашкО пишет: А со всеми этими "православными" роками, шансонами недолго и до "православных" частушек докатиться. на счёт рока я с Вами полностью согласен... но что Вы например видите плохого в песнях отца Олега Скобли??? а его творчетво пожалуй можно назвать только православным шансоном....

Павел Борисович: СашкО пишет: рядовые священники от старца Паисия Святогорца до батюшек, затрагивающих эту тему в той или иной степени единодушны - рок от лукавого Главная / Весник УПЦ / Церковь и культура Диакон Андрей Кураев. Может ли быть православной рок-музыка? 01.06.2005 Может ли быть православной рок-музыка? Совместим ли «Рок и православная культура»? Возможна ли проповедь среди увлеченной роком современной молодежи? Во все времена Православная Церковь как любящая мать старалась оградить своих чад от различного рода ересей и лживых учений. Ее догматические истины всегда ставили четкие границы, за которыми скрывалась опасность неправомыслия и чуждого ей вероучения. Церковь была, есть и будет неизменной в своих вечных Божественных истинах, однако должна ли она оставаться глухой к вызовам современности? Может ли она молчать, когда ее спрашивают? Если в советское время Церковь была сдавлена тисками атеистической идеологии, то, естественно, ни о каких социальных программах не могло быть речи. Теперь же, когда открылось широкое поле деятельности и многие потянулись к ней как к источнику правды и истины, как никогда важно быть открытой, невзирая на то, кто пришел — фанат рока или ученый. Для православного вероучения более всего значим человек, его личность. Именно она является той жемчужиной, ради которой и пострадал Христос Спаситель. Поэтому, любой человек, кто бы он ни был в социальном плане, открывший свое сердце Богу и пришедший под покров Матери Церкви, должен быть услышан. Сегодня очень важно каждому православному пастырю и мирянину научиться не бояться нести Слово Божие в мир. Страх следует побеждать любовью и терпением, повторяя чаще слова псалмопевца Давида: «Там убоятся они страха, ибо Бог в роде праведных» (Пс. 13, 5). Недавно на телеканале «Православная энциклопедия» прошла любопытная дискуссия между богословами и телезрителями о рок-музыке. Предлагаем ее текстовую версию, опубликованную в «Седмице. ру». Вел дискуссию священник Алексий Уминский, а свои вопросы задавал он Андрею Кураеву. –– У нас в гостях известный миссионер, проповедник, автор многих книг, в том числе книги «Рок и миссионерство», диакон Андрей Кураев. … Чем обусловлен Ваш интерес к рок-музыке? Вы написали даже книгу с таким названием «Рок и миссионерство», откуда пришла эта идея? — Я прошу фанатов рок-музыки выключить звук, потому что сейчас я скажу правду: мне интересна не рок-музыка, мне интересны люди. Те люди, которые живут в этом мире. И я считаю, что там, где люди, должно быть в какой-то форме присутствие Церкви. — А почему вы решили придти именно на рок-концерты, а не в концертный зал Чайковского, консерваторию или на Фабрику звезд? Там тоже много людей, молодежи, они тоже нуждаются в проповеди. — Люди, которые ходят в консерватории, в Церкви есть. Среди них есть и епископы, достаточно вспомнить Патриарха Пимена, который был большим меломаном и ценителем классической музыки. Что касается попсы, вы знаете, мне однажды предложили выступить на одном мероприятии с Аленой Апиной. Я отказался. Дело в том, что рок и попса — разные вещи. Традиция рока — это традиция мысли и протеста. И в советские годы русский рок был протестом против идеологии «отцов», то есть чиновников, номенклатуры. Это был поиск смысла, веры, и рок отстаивал право человека на одиночество, на боль. В современном мире, когда общество стало превращаться в одну сплошную рекламную паузу, мне кажется, все то, что учит человека думать, будь то квантовая механика или даже хорошая рок-музыка, где есть добротная, качественная поэзия, — все это является стратегическим союзником в деле проповеди. — Вы сказали, что рок-музыка — это музыка протеста, прежде всего. А против чего протестует русский рок сейчас и что он проповедует? — Я думаю, рок протестует против пошлости. Вот если Христианство превращается во что-то пошлое, как оно и было в западном целлулоидном мире 1960-х годов, то этот протест, как у некоторых рок-групп западного мира, направляется против Христианства, это было, и это нельзя забывать. Но когда в Советском Союзе пошлостью стал атеизм, а сегодня пошлостью является культ потребления, безоблачности, романтики, «небо голубое и мы тоже» и так далее, в этом случае иголки рок-протеста — это иголки, которые колют пошлость. — Отец Андрей, у нас есть звонок в студию от наших телезрителей. Доброе утро, мы слушаем Вас. Телезрительница: «Доброе утро! Я считаю, что творчество Юрия Шевчука, Константина Кинчева — это в каком-то смысле тоже проповедь. Зачем на таких концертах священник? Вы уверены, что хотят слушать Вас, а не их? — Конечно, я уверен, что меня не хотят слушать. Но думаю, что работа миссионера состоит в том, чтобы войти в аудиторию, которая отнюдь не готова его принять бурными аплодисментами. И апостолы тоже шли по Римской империи, понимая, что их ждут не только букеты роз. Я думаю, что присутствие, в частности мое, на такого рода концертах является неким посланием, смысл которого в следующем. — Мы, люди Церкви, не видим в вас, ребята, которые увлекаются рок-музыкой, чужаков и врагов. — Между Православием и средневековьем нет знака тождества. Мы очень любим и ценим средневековую культуру, но при этом понимаем, что рождены жить в современном мире. — Церковь — пространство, открытое для всех, а не только собрание бабушек. Это и для молодых людей, и вы, такие, какие вы есть — колючие, думающие, ищущие, борющиеся, — очень важны для нас. — Отец Андрей, но ведь существует, как вы упомянули, рок против Бога, сатанинский. А существует ли православный рок? — Вы знаете, не существует православной философии. Есть философы, которые исповедуют Православие и пробуют Православие защитить тем средством, которое у них есть. Точно так же я считаю: не может быть православного рока. Но есть люди, живущие в мире рок-культуры, которые искренне выбрали Православие. Причем они ломают, иногда с болью, свою судьбу, в том числе и сценический имидж, для того чтобы приблизить себя к Православию, они себя ставят под суд Евангелия. И это много, это дорого. — Проблема проповеди среди молодежи, взаимодействия Церкви и молодежной субкультуры настолько актуальна, что стала одной из тем недавних Рождественских чтений. Давайте послушаем, что по этому поводу говорят известные музыканты, их поклонники и православные священники. Опрос: Может ли рок-концерт быть местом для православной проповеди? — Я думаю, что для христианской проповеди должна быть более серьезная обстановка. —Почему бы и нет? Как альтернатива вполне возможно. — Я считаю, рок-музыка — это достойное культурное явление, которое должно направлять молодежь, в том числе и к Православию. — Ни в коем случае! — Разве это проповедь? До кого она дойдет? Дойдет ли? В Православии есть традиция не зазывать, никого не затягивать, и когда человек пришел — разговаривать с ним строго. — Рок-площадка непосредственно для проповеди? Считаю, это не очень правильно. Но любой музыкант, любой художник живет с Богом в сердце. — Вера — это становой хребет, удерживающий составные части как таковые, и если он есть, этот хребет, то неминуемо в творчестве это как-то выразится. Михаил Дунаев, профессор МДА: «Если трезво поразмыслить, вряд ли те, которые пришли на рок-концерт, сразу дружно пойдут колоннами в храм Божий. Но если кто-то один задумается, то уже хорошо. Но не нужно обольщаться». Протоиерей Максим Козлов: «Если человек, пришедший или идущий к вере, будь то Кинчев или Шевчук, как имена ставшие нарицательными, считают для себя возможным продолжить выступления с рок-концертами (а ведь не все так считают, иные рок-музыканты принципиально совсем отказывались от этой деятельности), вот пусть они её и стремятся соединить со своими христианскими убеждениями, а не наоборот, подогнать Христианство под мировосприятие рокера. Но присутствие священнослужителя как проповедника в подобного рода среде неуместно». Иерей Олег Стеняев: «Господь сходил и в преисподнюю земли, он сходил в ад, и там проповедовал. И ад облистал сиянием Божества. Я думаю, что священник обязан идти и на рок-концерты, и на дискотеки, он должен идти и в тюрьмы, и в воинские части». * * * — Да, конечно, Христос сходил в глубины ада, чтобы спасти грешников. Но Христос же и сказал: не мечите бисер перед свиньями, не давайте святыни вашей псам. Это тоже призыв к миссионерам? Так где же границы для миссионерства? — Я для того и иду на эти рок-концерты, чтобы объяснить ребятам, что они не свиньи и не псы в наших глазах. Я хотел бы поддержать Михаила Михайловича Дунаева, моего коллегу по Московской духовной академии: нельзя ожидать, что ребята толпами пойдут с концертов в храм. Этого не будет, и не надо на это надеяться, и пусть молодые батюшки об этом и не мечтают. Но, действительно, для нас каждая душа дорога, и я знаю такие случаи, когда именно после рок-концертов, в которых звучала проповедь, как, например, «Рок к небу», ребята обращались к Православию. Был случай в Петербурге, пришел мальчишка 16-летний к отцу Василию Ермакову, петербургскому священнику, пришел в таком рокерском виде, всякие у него торчат металлические вещи. И на исповеди отец Василий теребит его за металлический шип, и тот отваливается. Отец Василий с некоторым испугом смотрит в глаза мальчику: тот спокоен. Отец Василий берется за следующий шип и начинает его теребить. Мальчик все равно спокойно продолжает свою речь. Отец Василий спрашивает: «Слушай, а если я у тебя и этот шип отломлю, ничего?» Тот говорит: «Нет, но если Вы считаете, что это лучше…» «А, тогда не надо!» Через месяц этот мальчик начал ходить в храм уже в джинсах, а на Пасху вообще пришел в неприличном виде — в костюме с галстуком! И вот тут отец Василий ему сказал: «Ты продолжай ходить в своем прежнем виде, чтобы твоих ребят привлекать сюда, в храм, показывать, что тут можно быть таким». То есть отец Василий, как духовник, проверил зацепленность человека за внешние «прибамбасы». И понял, что это не главное для парнишки, это не то, что для него является идолом, заслоняющим Евангелие, а раз так — хорошо, ты можешь одеть все, лишь бы ничто не владело тобою. — Спасибо, у нас еще один звонок в студию… Телезритель: … Скажите, а не является ли проповедь на рок-концертах кощунством и дискредитацией Церкви? Есть же печальный опыт миссионерства католиков и протестантов: рок-концерты в храме, мессы для животных и так далее. Что надо сделать, чтобы Церковь здесь не сдала своих позиций? — Мое убеждение, которое я озвучиваю как преподаватель миссиологии Московской духовной академии, следующее: ни в коем случае нельзя модернизировать внутрицерковную жизнь, язык нашей молитвы, стиль нашей молитвы, они проникли в календарь и стиль нашей жизни церковной. Но есть храм, а есть прихрамовый дворик. И вот этот внебогослужебный прихрамовый дворик — это пространство для диалога с внешним миром, поиска ошибок, экспериментов и находок. Я хочу вам напомнить, на Архиерейском Соборе 2004 года было сказано, что надлежит активно использовать формы современной молодежной культуры в рамках внебогослужебной проповеди. Поэтому я являюсь категорическим противником того, чтобы любые инструменты, тем более электро- и бас-гитары, вносились в храм и звучали на нашем богослужении. Но когда речь идет о том, как мы общаемся с другими людьми, — другое дело. Например, мне не нравятся телекамеры в храме, но здесь, в студии, телекамера в порядке вещей. — В прошлом году вы побывали на Урале с концертами рок-группы «Алиса», лидер которой, Константин Кинчев, тоже заявляет о себе как о православном. Вы выступали на этих концертах. Расскажите, какой была реакция молодежи на Ваши проповеди? — Я хочу заметить, что Кинчев не заявляет о своем Православии, а исповедует Православие. Ситуация была следующей. Я не появлялся на тех концертах, просто Константин в конце каждого из концертов объявлял: «Завтра мой друг отец Андрей Кураев будет в нашем городе, в таком-то зале, будет лекция, приходите». И действительно, я на следующий день приезжал и в аудитории видел ребятишек необычной внешности, непривычной для церковных собраний. И причем они досиживали до конца. —И это были именно те ребята, которые пришли на концерт «Алисы» и, поверив, если можно так сказать, слову своего кумира, пришли потом послушать Вас? — Я просто спрашивал: поднимите руки, есть ли здесь те, кто пришел после приглашения Кинчева. И руки поднимались. — … Может ли рок-концерт быть местом для православной проповеди? *** Идет трансляция сюжета «Монахи греческого монастыря как звезды эстрады» (Песнопения в храме). Голос за кадром: «Это — хор монастыря святого Августина и преподобного Серафима Саровского. Обитель была основана всего 15 лет назад в Греции, недалеко от города Навпакт. (Фрагмент видеоклипа). А это — один из монахов того же монастыря — архимандрит Пантелеимон — в клипе из альбома «Я научился жить свободным». А началось все ровно пять лет назад. Тогда детям-воспитанникам летнего лагеря при монастыре настоятель предложил конкурс на лучшие стихи и мелодию. Тема — все, что волнует современную молодежь. Аранжировку и исполнение десяти лучших композиций поручили отцу Пантелеимону, в прошлом профессиональному музыканту. Церковное начальство сперва с недоверием отнеслось к смелому монашескому проекту. Но когда альбом «Я научился жить свободным» был назван открытием года, а диск по итогам продаж получил звание платинового, то сам глава Греческой Церкви Архиепископ Христодул поддержал монахов. По его словам, «В наше время и стадион должен быть полем для миссионерства». В монастырь преподобного Серафима потянулись звезды греческой эстрады: публика, которая до этого особой религиозностью не отличалась. И уже следующий альбом «Рядом с вами» отец Пантелеимон записал с популярными греческими исполнителями. Песня «Микрочип» из последнего по времени альбома «SOS» была признана лучшей песней года. В ней говорится о том, как трудно сохранить образ Божий и не стать живым роботом, бездушным микрочипом, который послушно выполняет чужие команды. Как и в предыдущих случаях, тексты и музыку для этого альбома сочинили дети. Сейчас отец Пантелеимон обкатывает с ними будущие рок-шедевры. (Дети вместе поют песню на мотив «Катюши»). Как видите, не забыли и русскую песню. Только ребята придумали другие слова. О том, как хорошо человеку, который верит в Бога и соблюдает Его святые заповеди. * * * — Отец Андрей, каковы ваши впечатления и комментарии к тому, что мы сейчас увидели? — Вы знаете, что и в Греции, и у нас эта акция вызвала разные мнения и дискуссии в церковной среде. Так вот, как упоминалось в этом сюжете, был период, когда священноначалие несколько скептически относилось к деятельности этой группы. И тогда имело место следующее: Синод в Афинах вынес некое порицание деятельности монахов, которые создали рок-группу. Не запретили, не было наказания, но неодобрение было высказано. И когда известие об этом пришло в монастырь, то братия отправила ответную телеграмму в Синод. Цитирую текст этой телеграммы полностью: «Радость моя, Христос воскресе!» Для меня это — образец внутрицерковной дискуссии. — Спасибо большое, отец Андрей. Думаю, что пришло время подвести итоги опроса и узнать, что думают наши зрители о том, может ли рок-концерт стать местом для православной проповеди? Эта тема практически разделила наших телезрителей на два лагеря, но тем не менее видно, что тема очень актуальна и никого не оставила равнодушным. Примерно 1500 телезрителей считают, что проповедь на рок-концерте возможна, и немногим менее, 1450 человек, с этим категорически не согласны… В течение передачи мнение наших телезрителей изменилось от крайнего неприятия до размышления и желания переосмыслить этот вопрос. Новое время ставит перед Церковью, перед каждым из нас новые вопросы. Потому что Церковь — это мы с вами. Для Церкви нет проблем, на которые бы она не отзывалась, нет тем, которые были бы закрыты, нет дверей, в которые бы она не стучалась. Церковь несет каждому человеку слово спасения. Очень важно, чтобы это слово было правильно сказано и было услышано теми, к кому оно обращено. Я очень благодарен вам, отец Андрей, за то, что ... сегодня мы с вами говорили на столь важную и интересную для нашей Церкви тему. — Всего вам доброго. Храни Вас Господь.

Денис: Павел Борисович Вы не написали, но, судя по всему, это интервью должно опровергнуть утверждение, что рок - от лукавого? Этого нет в интервью. Основная мысль, как я понял, это то, что важна каждая душа и проповедь возможна и нужна везде. Красноречив пример Самого Христа, сшедшего во ад. Сам Кураев говорит, что ему интересны люди, а не рок. Рок-концерт - место, где собираются люди, нуждающиеся в проповеди Евангелия. Тому, кто уже в Церкви, зачем рок? Он не нужен, нужно другое. — Мое убеждение, которое я озвучиваю как преподаватель миссиологии Московской духовной академии, следующее: ни в коем случае нельзя модернизировать внутрицерковную жизнь, язык нашей молитвы, стиль нашей молитвы, они проникли в календарь и стиль нашей жизни церковной. Но есть храм, а есть прихрамовый дворик. И вот этот внебогослужебный прихрамовый дворик — это пространство для диалога с внешним миром, поиска ошибок, экспериментов и находок. Кураев оставляет за собой право на ошибку, о чём он заявлял неоднократно. В т.ч. объясняя, почему он дьякон, а не священник. И мне думается, что духовный авторитет Паисия Святогорца всё-таки выше, чем у уважаемого о. Андрея Кураева. И, если они в чём-то расходятся, я склонен доверять Паисию. Уважаемые рокеры, вы так вроде и не дали определения, что такое православный рок. Неужели это рок, просто исполняемый людьми, считающими себя православными? Или всё-таки "Наутилус" со своим кощунством?

Inkvizitor: Денис пишет: Или всё-таки "Наутилус" со своим кощунством? неужели вы полагетет, что для человека, котрый не читал Библию будет вдоваться в подробности песни? там главное смысл - не только вытаскивать рыбу из воды, но и людей из греха, поэтому не стоит столь сильно придераться к мелочам.

Владимир: о. Андрей Кураев говорит: я считаю: не может быть православного рока. Но есть люди, живущие в мире рок-культуры, которые искренне выбрали Православие. Причем они ломают, иногда с болью, свою судьбу, в том числе и сценический имидж, для того чтобы приблизить себя к Православию, они себя ставят под суд Евангелия. И это много, это дорого. Достаточно ясно сказано - не может быть православного рока. Просто среди музыкантов и их поклонников есть люди стремящиеся к вере, к Православию и об это сказал дьякон Андрей. Причем, как видно, он говорил не о роке, которые направлен против Бога, а о роке, как протесте против пошлости и прочего негатива. Я понимаю, что в данном случае рок воспринимается как некоторая ступень для людей еще не утвердившихся в вере, но стремящихся к ней. Это схоже с высказыванием Апостола Павла Книга 1-е Коринфянам > Глава 13 > Стих 11: Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по -- младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Со временем, если человек воцерковится и утвердится в Православии, то оставит увлечение роком, как младенческое, потому что ему откроется гораздо большее и блаженное, нежели он имел прежде...



полная версия страницы