Форум » Читая Библию » Мойте руки перед едой! » Ответить

Мойте руки перед едой!

FontCity: Среди «стандартных» обвинений Библии в абсурдности заметное место занимает недоумение по поводу приёма Иисусом и апостолами пищи «неумытыми» руками (Евангелие от Матфея 15:1-20, Евангелие от Марка 7:1-8, Евангелие от Луки 11:38-39). Дополнительно библейские критики обвиняют Иисуса в словоблудии и грубости, т.к. в ответ на замечание фарисеев и книжников - учителей Израилевых! (Иоанн 3:10) - Он, вместо того, чтобы поблагодарить за справедливое замечание и подчиниться общепринятым правилам, устроил нелицеприятную распрю на тему лицемерия фарисеев. Возражая своим оппонентам, христианские апологеты, как правило, сами того не замечая, подтверждают и «грязные» руки, и «передёргивание» темы Иисусом, а затем начинают искать оправдания Его девиантному поведению. Оказывается, нарушать правила гигиены - не грех; назвать человека слепым вождём, лицемером, исполненным хищения и лукавства - вовсе не значит его оскорбить и т.д. К сожалению, такой плоский, поверхностный подход к библейским текстам не редок. На самом деле вопрос фарисеев был вовсе даже не о необходимости дезинфекции рук перед едой. Тщательное мытьё рук перед едой и вообще соблюдение санитарных норм - это не просто соответствует библейским положениям, это и есть требования Библии. Правила личной гигиены и прочие рекомендации по сохранению здоровья содержатся в обилии и в Ветхом, и в Новом Заветах. Иисус не мог их оспаривать и выступать против Закона. У Иисуса было очень мало времени. Сейчас и мы об этом знаем. Всё Его служение, начиная от Каны Галилейской и заканчивая крестом на Голгофе - это непрерывная, до предела сконцентрированная череда важнейших событий, определивших ход всей последующей истории человечества. Идеи, переданные человечеству Иисусом, применимы в любом времени, в любой географии, при любых обстоятельствах, в любой социальной и культурной среде. Каждое Его слово или поступок - золото, экстракт, квинтэссенция Божьего откровения, все они многогранны и многоаспектны. Чтобы сделать так много за такой короткий срок, Иисус отказался от всего постороннего. Ради проповеди Божьих заповедей Он отверг «все царства мира и славу их» (Матфей 4:8-10, а также Лука 4:5-8), отказался от дома, от семьи (Матфей 12:49; Марк 3:34), запретил ученикам отвлекаться даже ради похорон родственников: «предоставь мертвым погребать своих мертвецов, а ты иди, благовествуй Царствие Божие» (Лука 9:60, а также Матфей 8:22). Будучи пророком, самим Словом Божьим, существуя «от начала мира» (Евреям 9:26), Иисус наверняка знал, что не только фарисеи, все поколения христиан и их противников каждое Его слово и каждый поступок будут рассматривать под микроскопом. Он не мог не осознавать Своей значимости и ответственности. Иисус не мог себе позволить пустой болтовни. В данном эпизоде на прямой вопрос «зачем ученики Твои преступают предание старцев?» (Матфей 15:2, а также Марк 7:5) Он, как всегда, дал прямой, лаконичный и предельно точный ответ: «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Матфей 15:3, Марк 7:8). Позвольте мне поделиться своим опытом изучения Библии и высказать своё видение темы немытых рук. С уважением, Игорь Шиповский. Мойте руки перед едой! Изрядную долю Моисеева закона составляют рекомендации по сохранению физического здоровья как каждого человека в отдельности, так и целого народа. Это закон о чистой и нечистой пище (Левит 11:1-47; Второзаконие 14:3-21), запрет на употребление в пищу животного жира и субпродуктов (Левит 3:3-5, 9-11, 14-17; 7:23), повеления отказаться от удавленины и растерзанного зверем (Исход 22:31; Левит 7:24; 17:15-16), категорический запрет на употребление в пищу крови животных (Левит 3:17; 7:26-27; 17:10-14; 19:26; Второзаконие 12:16) и другие наставления о правильном питании. Это указания о семидневном трудовом ритме с шестью рабочими днями и одним обязательным выходным (Исход 16:23-30; 20:8-11; 31:13-17; 35:2-3; Левит 23:3-4; Второзаконие 5:12-15 и др.), «чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Второзаконие 5:14). Это целый комплекс диагностических, профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, свод правил личной гигиены (Левит 12:1 - 15:33; 17:15-16; Числа 19:1-22; 31:19-42; Второзаконие 23:12-13 и др.), а также указания для священников и левитов по ритуальной гигиене (Исход 30:18-38; Левит 22:3-8). Это строгая регламентация сексуальной жизни: запрет браков между близкими родственниками (Левит 18:6-17), разрешение половых контактов только в законном браке, запрет секса во время менструации, запрет гомосексуализма, скотоложства (Левит 20:10-21 и др.) и т.д. Ветхозаветные пророки обогатили Моисеев закон массой новых рекомендаций и предостережений. Например: «Благо тебе, земля, когда ... князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Екклесиаст 10:17); «Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид» (Притчи 23:31-32); «мёд источают уста чужой жены, и мягче елея речь её; но последствия от неё горьки, как полынь, ... ноги её нисходят к смерти» (Притчи 5:3-5). В Новом Завете большинство правил здорового образа жизни подтверждены и прямо, и косвенно. Первый апостольский собор рекомендовал «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда» (Деяния 15:29, а также 15:20). Апостол Павел в своих посланиях призывал воздерживаться и от прочей сомнительной пищи: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римлянам 14:21, а также 1-е Коринфянам 8:7-13). Павел заявил также, что «... для народа Божия еще остаётся субботство» (Евреям 4:9). Многочисленные случаи исцелений в субботу (Матфей 12:10-15; Марк 3:2-5; 6:2-6; Лука 4:31-35; 6:7-10; 13:10-13; 14:1-4; Иоанн 5:5-9; 9:6-14) - красноречивые комментарии к словам Павла и к лозунгу Иисуса «суббота для человека» (Марк 2:27). «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1-е Коринфянам 6:19-20). «Ибо воля Божия, ... чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести» (1-е Фессалоникийцам 4:3-4). Вклад Нового Завета в дело пропаганды здорового образа жизни трудно переоценить. В то же время евангелисты Матфей и Марк рассказывают о случае, когда апостолы не умыли рук перед едой (Матфей 15:1-20; Марк 7:1-8). В одном из эпизодов Евангелия от Луки сам Иисус принимал пищу неумытыми руками (Лука 11:38-39). Во всех случаях это не было ошибкой. В ответ на упрёки фарисеев Иисус доказывал, что Он и апостолы поступают правильно. В чём же дело? Давайте обратим внимание не лексику, которую использовали евангелисты. Я подчеркнул слова, на которые хочу обратить внимание, и привёл их греческие оригиналы. 1 Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: 2 зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают {3538 - νίπτω} рук своих, когда едят хлеб. 3 Он же сказал им в ответ: ... 11 не то, что входит в уста, оскверняет {2840 - κοινόω} человека, но то, что выходит из уст, оскверняет {2840 - κοινόω} человека. ... 17 еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет {2840 - κοινόω} человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - 20 это оскверняет {2840 - κοινόω} человека; а есть неумытыми {449 - άνιπτος} руками - не оскверняет {2840 - κοινόω} человека. (© Евангелие от Матфея, глава 15) 1 Собрались к Нему фарисеи и некоторые из книжников, пришедшие из Иерусалима, 2 и, увидев некоторых из учеников Его, евших хлеб нечистыми {2839 - κοινος}, то есть неумытыми {449 - άνιπτος}, руками, укоряли. 3 Ибо фарисеи и все Иудеи, держась предания старцев, не едят, не умыв {3538 - νίπτω} тщательно рук; 4 и, [придя] с торга, не едят не омывшись {907 - βαπτίζω}. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение {908 - βάπτισμα} чаш, кружек, котлов и скамей. 5 Потом спрашивают Его фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев, но неумытыми {449 - άνιπτος} руками едят хлеб? 6 Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, 7 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим. 8 Ибо вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого, омовения {909 - βαπτισμός} - кружек и чаш, и делаете многое другое, сему подобное. (© Евангелие от Марка, глава 7) 38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл {907 - βαπτίζω} [рук] перед обедом. 39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете {2511 - καθαρίζω}, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства. (© Евангелие от Луки, глава 11) 24 Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл {0633 - άπονίπτω} руки перед народом ... (© Евангелие от Матфея 27:24) 10 Иисус говорит ему: омытому {3068 - λούω} нужно только ноги умыть {3538 - νίπτω}, потому что чист весь; и вы чисты, но не все ... (© Евангелие от Иоанна 13:10) 0169 - άκαθαρτος - нечистый, неочищенный 0449 - άνιπτος - неумытый 0595 - άπόθεσις - оставление, удаление, устранение 0633 - άπονίπτω - мыть, умывать, смывать 0907 - βαπτίζω - погружать, крестить, омывать (о церемониальном омовении), окунать 0908 - βάπτισμα - погружение, крещение 0909 - βαπτισμός - омовение, окунание, крещение 2511 - καθαρίζω - очищать 2839 - κοινος - общий, общественный; обычный, обыкновенный, скверный, нечистый 2840 - κοινόω - осквернять, делать или почитать нечистым 3068 - λούω - купать, мыть, омывать 3538 - νίπτω - мыть, умывать 4509 - ρύπος - грязь, нечистота (© Bob Jones University: «Библейская симфония». Издательство «Ed Nelson Evangelistic Association», США, 1998 г.) Для обозначения омытия рук евангелисты используют слова «νίπτω», «βαπτίζω», «λούω» и образованные от них. Понятие «нечистый» передаётся с помощью отрицательных предлога «ού» или приставки «ά» перед этими словами, а также словом «κοινος». Пожалуй, проще всего начать со слова «βαπτίζω» («баптидзо»). Этот глагол означает церемониальное омовение и гораздо чаще в Синодальной Библии переводится как «крестить». Однокоренные слова «βάπτισμα» («баптисма») и «βαπτισμός» («баптисмос») означают «крещение» - ритуал очищения перед последующей службой Богу. Слово «βαπτιστής» («баптистэс») переводится как «Креститель» и используется исключительно в качестве имени Иоанна Предтечи (Матфей 3:1; 11:11; Марк 6:24-25; Лука 7:28 и др.). Лучше всего о том, что за понятие обозначают слова этой группы, пожалуй, сказал апостол Пётр: «подобное сему образу крещение {908 - βάπτισμα}, не плотской нечистоты {4509 - ρύπος} омытие {595 - άπόθεσις}, но обещание Богу доброй совести» (1-е Петра 3:21). Примечательна антитеза, противопоставление апостолом омовения как гигиенической процедуры («ρύπος άπόθεσις» дословно переводится как «грязи устранение») и ритуального омовения. Понятия ритуальной чистоты и ритуальных омовений в иудаизме имеют древнюю историю. Ной взял на борт ковчега по семь пар чистых животных (Бытие 7:2) в отличие от всех остальных. Очиститься призывал свой народ Иаков (Бытие 35:2). Моисей посвятил обрядам очищения значительную часть своего Пятикнижия, в особенности книги Левит. «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня» - молил Бога израильский царь Давид (Псалтирь 50:4, а также 18:13, 64:4 и др.). «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» - оглашал волю Бога пророк Исаия (Исаия 1:16-17). К омовению и очищению призывали практически все библейские пророки. Причём речь шла вовсе не о личной гигиене, не о дезинфекции рук перед едой. «Кто может сказать: “я очистил мое сердце, я чист от греха моего?”» (Притчи 20:9); «... окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас» (Иезекииль 36:25) - все приведённые выше цитаты красноречиво говорят о том, что пророки имеют в виду: избавление от греха. Еврейское слово «כּפר» («кипур»), использованное в книге «Левит» при описании обрядов очищения, означает «искупить, загладить, аннулировать вину». В Синодальной Библии есть несколько вариантов перевода этого глагола на русский язык: «очистить», «умилостивить», «простить», «освятить» и другие. Главный библейский праздник, сердцевина богослужения - это «יום כּפר» («Йом Кипур»). Его часто называют «Судный День», но дословно «יום כּפר» означает «день очищения (искупления, избавления) от греха». Именно так этот праздник называется в православной традиции. • «умилостивлю его дарами» (Бытие 32:20); • «жертву за грех совершай» (Исход 29:36); • «для выкупа душ ваших» (Исход 30:15); • «для искупления душ ваших» (Исход 30:16); • «загладит священник проступок его» (Левит 5:18); • «Господь благий да простит каждого» (2-я Паралипоменон 30:19); - вот что обозначает ветхозаветная идиома «очиститься». Этому понятию больше всего соответствует греческое слово «ίλάσκομαι»: «Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления {5162 - ίλάσκομαι} за грехи народа» (Евреям 2:17). В рассматриваемом нами эпизоде используется другая лексика. Со временем фарисеи и книжники нивелировали смысл обряда очищения и свели его к ритуальному омовению. Ко времени Христа в иудейской традиции прочно укоренилось множество ритуальных предписаний, не имеющих ничего общего с положениями Танаха. В разных случаях по разным поводам омовению подлежали лицо, руки, ноги, всё тело человека, а также различные предметы, одежда, посуда и т.д. (Марк 7:4). Ритуально нечистого человека не допускали в Храм; не умыв руки, нельзя было сесть за стол. Для обозначения процедур омовения евангелисты использовали разные термины. Слово «νίπτω» («нипто», возможно, напомнит читателям слово «Нептун») означает омовение рук (Матфей 15:2; Марк 7:3), ног (Иоанн 13:10) и других частей тела. Слово «λούω» означает омытие тела целиком (Иоанн 13:10). Полное погружение, окунание целиком человеческого тела или какого-либо предмета может обозначать уже рассмотренное нами слово «βάπτισμα». Омовение неживых предметов обозначается также словом «πλύνω». Когда-то греческий язык имел множество диалектов. По мере объединения греческих городов-государств и последующей греческой экспансии сформировался единый, общий для всех язык. На нём самом он называется «κοινή» («койне»), что значит «общий». Родственное слово «κοινος», использованное евангелистами, означает «обычный, обыкновенный, обыденный, повседневный, для общего случая, для всех, то, что не прошло специальный обряд». Это определение может относиться к чему угодно: к предметам, одежде, еде, людям, народам, обрядам и т.д. (Марк 7:4). По навязанным фарисеями представлениям, человек, использующий «общие, обычные» предметы, сам становится «обычным, как все, ритуально нечистым». Соответствующий глагол «κοινόω» означает «делать или полагать ритуально нечистым, обыденным, повседневным». Авторы синодального перевода пытались передать семантику этой идиомы с помощью слов «скверный» и «осквернять». «Фарисея удивило, что Иисус не вымыл рук перед едой. Это делалось не ради соблюдения чистоты; омовение рук перед едой имело обрядовый характер. В законе сказано, что человек должен перед едой мыть руки надлежащим образом, и что следует мыть их также и между блюдами. Как обычно, каждая деталь была разработана. Для этого имелись особые каменные сосуды с водой, потому что обычная вода могла оказаться нечистой; использовать для омовения рук нужно было столько воды, сколько вмещают полторы яичных скорлупы. Сперва воду лили на руки, начиная от кончиков пальцев и по направлению к запястью. Потом мылись ладони рук, причем при этом ладонь потирали тыльной стороной сжатой в кулак другой руки. И, наконец, снова лили воду на руку, на этот раз начиная от запястья по направлению к кончикам пальцев. Даже самое незначительное нарушение этого ритуала считалось у фарисеев грехом.» (© Комментарий Баркли к Новому Завету) Для омовений существовали специальные ёмкости - «מִקְוָה» («миква»). Миквы могли быть в виде чаши (как, например, в случае с умыванием рук Понтием Пилатом), ванны, бассейна и даже специально созданного водоёма. Миквы были в частных домах и в общественных местах. Для того, чтобы паломники могли очиститься перед посещением Храма, в Иерусалиме были устроены несколько купален, например Вифезда (Иоанн 5:2) и Силоам (Иоанн 9:7, 11). В водах Вифезды «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в неё] по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Иоанн 5:3-4). Израильтяне очень активно ведут раскопки и реставрации мест Священного Писания. В этом им помогают археологи и меценаты всего мира. Это бассейн для ритуальных омовений в Масаде - в крепости, построенной Иродом на одной из гор недалеко от Мёртвого моря. Это раскопки в иудейском квартале старого Иерусалима. Дом очень большой; кроме миквы, изображённой на фото, в доме есть ещё небольшой бассейн со ступенями. Скорее всего, дом принадлежал знатному человеку, часто принимавшему у себя большие группы гостей. Так сейчас выглядит купальня Силоам. Этот водоём был обустроен царём Езекией, вода в него поступала по специально пробитому в скале Силоамскому туннелю из реки Гихон (4-я Царств 20:20, 2-я Паралипоменон 32:30). Целью этого строительства было снабжение Иерусалима питьевой водой. Но к новозаветному времени Силоам стал ритуальным водоёмом. Для тех, кто не мог самостоятельно войти в бассейн, на берегу были размещены миквы в виде ванн и больших чаш. Для совершения любого обряда ритуального омовения существовало обязательное предварительное условие - быть чистым. Далеко не во всех общественных миквах была проточная вода. Да и даже при этом условии одновременные гигиенические процедуры огромных масс (больных!) людей просто невозможны. Они чреваты эпидемиями, а подвергать опасности людей, рискуя их здоровьем, - противоречит положениям Священного Писания. Невозможно себе представить, чтобы наместник Рима, представитель легата Сирии, прокуратор Иудеи Понтий Пилат ходил с грязными руками. Очевидно, что омывание им рук - политическое шоу, ритуал, символ открещивания от участия в грязном деле. Нет никаких сомнений и в том, что Иисус и апостолы соблюдали все правила гигиены, равно как и все остальные наставления Танаха. Когда фарисеи и книжники спросили у Иисуса, почему Он и его ученики не выполняют предписанный ими же ритуал, Иисус ответил, что этот обряд, как и многие другие, придуман людьми, не является Божьей заповедью и не обязателен для правоверного иудея. Более того, следование какой бы то ни было традиции вместо положений Закона, прикрывающееся благими лозунгами и святым именем Божьим, - лицемерно. Оно удаляет человека от Бога, обкрадывает и Бога, и человека. Поэтому Иисус назвал фарисеев лицемерами (Марк 7:6), исполненными хищения и лукавства (Лука 11:39). Иисус напомнил ветхозаветный смысл понятия «очищение»: это осознание греха, его исповедание и искупление вины. Оно не имеет никакого сакрального смысла, не несёт в себе никакого таинства. Просто-напросто человек должен воздерживаться от беззакония, любить ближних, иметь добрую совесть и чистое сердце. Всё предельно ясно, просто и понятно: «Омойтесь, очиститесь; ... перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Исаия 1:16-17). Фарисейская обрядовость, деление предметов и людей на «чистые» и «нечистые» лишено смысла. Никакие ритуалы над предметами, едой и частями тела не способны заставить человека раскаяться и удалиться от греха. И, наоборот, использование «неосвящённых» предметов не может сделать сердце доброго человека чёрствым, не может породить порочные желания в истинно праведной душе. P.S. Когда Пётр гостил в Иоппии у Симона кожевника, ему было видение. С неба опустилось полотно с разнообразными нечистыми животными. «И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь. Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного {2839 - κοινος} или нечистого {169 - άκαθαρτος}. Тогда в другой раз [был] глас к нему: что Бог очистил {2511 - καθαρίζω}, того ты не почитай нечистым {2840 - κοινόω}» (Деяния 10:9-16). Видение повторилось трижды. Некоторые христиане считают, что этим Бог отменил ветхозаветный закон о чистой и нечистой пище и разрешил употреблять любое непотребство. Но это тоже примитивное, поверхностное толкование. Вот вывод, к которому пришёл сам Пётр после долгих раздумий (Деяния 10:17, 19) над видением: «мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным {2839 - κοινος} или нечистым {169 - άκαθαρτος}» (Деяния 10:28). Так же, как и рассказы евангелистов о неумытых руках апостолов, этот фрагмент Писания не имеет никакого отношения к вопросу о здоровом образе жизни. Это «процедурный» вопрос, здесь говорится о неспособности каких-либо обрядов и ритуалов очистить или осквернить человека, о неправомочности деления людей на «чистых» и «нечистых». «И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников» (Деяния 10:44-47). © Игорь Шиповский, июль-октябрь 2008 года

Ответов - 10

СаНатИв: Братья и Сестры! Мария Египетская много лет жила в пустыне, без пищи, воды, одежды. Я предполагаю, что её и в голову не приходило то, что вы сейчас пишите. Кто-то глубоко изучает библию. Это похвально. А Мария Египитская была неграмотным человеком, не умела писать и читать. Главным делом её жизни было - искупление своих грехов. Вот, вспоминаются слова: "Горе от ума!" Простите Христа ради!

Владимир: Спасибо, за столь подробное освещение данного вопроса , а также за фотографии. :-) Конечно, не нужно путать очищение сердца, души человека с обрядом омовения рук и прочих предметов. Пища же освящается молитвой, да и сам человек постом, искренним покаянием, молитвой. Но руки перед едой все-таки нужно мыть, дабы не получилось расстройства здоровья :-) FontCity пишет: Апостол Павел в своих посланиях призывал воздерживаться и от прочей сомнительной пищи: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Римлянам 14:21, а также 1-е Коринфянам 8:7-13). Что значит сомнительная пища? Нет никакой сомнительной пищи. Запрещено употреблять в пищу удавленину (т.к. не выпущена кровь) и кровь, а все остальное, животного и растительного происхождения (исключаю, конечно человека) - во славу Божию.

Дмитрий: Владимир пишет: а все остальное, животного и растительного происхождения (исключаю, конечно человека) - во славу Божию. Я бы, наверное, не смог бы есть домашних кошек и собак, а так же крыс, мышей и прочую мелочь, тараканов разных, жуков, но если припрет и если только голод будет, тогда может и съел бы.


FontCity: Здравствуйте, Владимир! Спасибо за внимание к моей скромной работе. Что значит сомнительная пища? Предостережения Апостола Павла об опасности приёма пищи, запрещённой Законом Моисеевым, содержатся в нескольких местах Нового Завета. Речь идёт не о возможных отравлениях или нанесении какого-либо другого ущерба физическому здоровью, Павел говорит об опасности нанести психическую травму ближнему. Например: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.» © Св. Ап. Павел: Послание к Римлянам 14:20-23, I век н.э. «... некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.» © Св. Ап. Павел: 1-е послание к Коринфянам 8:1-13, I век н.э. «Все мне позволительно, но не всё полезно; ... Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» © Св. Ап. Павел: 1-е послание к Коринфянам 10:13-33, I век н.э. На мой взгляд, эти стихи запрещают принимать в пищу сомнительные продукты не только в присутствии «немощных» братьев, а вообще, в принципе. Есть на людях только «правильную» пищу, а когда никто не видит, всё остальное - просто лицемерно и не достойно уважения. Очень важными в данном вопросе мне кажутся другие слова в Писании: «На веки, Господи, слово Твоё утверждено на небесах» © царь Давид: Псалтирь 118:89, XI век до н.э. «Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно.» © Исаия 40:8, VIII век до н.э. «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона ...» © Иисус Христос: Евангелие от Матфея 5:17-18, I век н.э. Наверное, нет смысла приводить ещё сотни подобных изречений. Все они вкупе с предостережениями Павла означают для меня, что закон о чистой и нечистой пище остаётся в силе. За свою жизнь я уже много раз слышал из разных источников по разным поводам слова, подтверждающие полезность ветхозаветных установлений о пище, и не вижу никакой нужды их нарушать. Я не верю эволюционным гипотезам и не думаю, что со времён Моисея свинина, раки, устрицы и прочая изменились настолько, что стали безопасны для здоровья. Лично я сомнительную пищу предпочитаю не есть. «... не искушай Господа Бога твоего» (Матфей 4:7, Лука 4:12, а также Второзаконие 6:16). Запрещено употреблять в пищу удавленину ... и кровь, а все остальное ... - во славу Божию. Я знаком с решением первого апостольского собора 48-го года в Иерусалиме о поблажках для прозелитов. К сожалению, воспользоваться разрешением «не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деяния 15:19) не могу по нескольким причинам. • Закон о чистой и нечистой пище дан самим Богом: «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле ... ибо Я - Господь Бог ваш ...» (Левит 11:1-47, а также Второзаконие 14:3-21). Решение же о поблажках для обращаемых из язычников принято людьми. «... начал речь Иаков и сказал: ... я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников» (Деяния 15:13-19). «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили ... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого ...» (Деяния 15:22-29). • На том соборе обсуждался вопрос вовсе не о здоровой пище. Обращённые из фарисеев «говорили, что должно обрезывать [язычников] и заповедовать соблюдать закон Моисеев. Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела» (Деяния 15:5-6, а также 15:24, 21:24-25). • Апостолы объясняли своё решение непросвящённостью гоев. У евреев целое племя - колено Левия - было выделено для того, чтобы учить народ Моисееву закону, существовала многовековая традиция его применения, были распространены свитки Священных Писаний, появился институт ввода подростков в сень Закона (бар- и батмицва) и т.д. (Деяния 15:21). Окружающие Иудею народы были лишены всего этого. Требовать от язычников точного соблюдения Закона было просто бессмысленно. У нас сейчас другая ситуация: Библия есть в каждом доме, ознакомиться с её положениями может каждый. • Я никогда не был язычником. Несмотря на то, что я вырос в стране воинствующего атеизма, атеистом я тоже никогда не был: у меня просто не было никакого отношения к Богу и представления о Нём. • Обращённым я тоже себя назвать не могу. С первых же строк Библии, прочитанных мною лет двадцать назад (это была нагорная проповедь, опубликованная в газете «Версия», кажется из Луки) я восхитился заложенной в ней мудростью, проникся глубоким уважением к этой книге. Дальнейшее изучение Библии, библейской истории убедило меня в абсолютной истинности Священного Писания. Я осознаю Бога Творцом вселенной, бесконечно благодарен Иисусу Христу за Его миссию, надеюсь, что мои грехи тоже будут прощены. Но это не даёт мне права называть себя христианином. Наоборот, чем больше изучаю Писание, тем лучше осознаю, что с точки зрения Библии я - самый обыкновенный безбожник. • На том же соборе было выработано ещё одно предписание: «не делать другим того, чего себе не хотите» (Деяния 15:29). Я не хочу, чтобы меня подвергали соблазну, соответственно сам не могу есть «на соблазн» (Римлянам 14:19-20, а также Коринфянам 10:13-33). • Ну и последнее замечание в этой связи. Как-то фарисеи искушали Иисуса. «Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться ... ? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Матфей 19:3-9, а также Марк 10:2-5). Мне почему-то кажется, что поблажки были даны Апостолами прозелитам не потому, что так надо, а только ради ублажения их человеческих слабостей. Моё понимание библейского эпизода о видениях Петра (Деяния 10:9-16) я уже изложил в своём эссе «Мойте руки перед едой!». Ещё в одном фрагменте Писания Павел предлагает не беспокоиться о пище, даже предлагаемой неверными: «Всё, что продается на торгу, ... всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для [спокойствия] совести» (1-е Коринфянам 10:25-27). Я так и поступал в Израиле и Египте, полагая, что там всё кошерное и халяльное, а также уповая на обетование божье: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Марк 16:18). «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (1-е Коринфянам 10:28). Таким предупреждением я считаю состав продукта, указываемый на этикетке. Я вполне могу взять пельмени с говядиной или даже «крабовые» палочки, если в их составе указано только «филе рыб тресковых пород». Но если в составе продукта окажутся «некошерные» компоненты - я воздержусь от покупки. Все мои друзья и знакомые знают о моих странностях и обычно не предлагают мне салаты и прочие блюда, а говорят состав и спрашивают, буду ли я это есть. Впрочем, «моё» меню давно всем известно, и, если у нас планируется совместная трапеза, то мы покупаем или готовим приемлемые для меня продукты. На самом деле это совершенно не сложно. Ни в коем случае я не навязываю никому свою точку зрения. И в мыслях нет запрещать кому-либо употреблять в пищу то, что Бог сотворил. Да и опубликованное мной эссе вовсе не о вкусной и здоровой пище и даже не о правилах личной гигиены. Цель работы я попытался изложить в преамбуле своей работы. Я очень часто наблюдаю примитивное, плоское восприятие текстов Библии. На самом же деле страницы Библии объёмны, за каждым словом стоит статья энциклопедического словаря, важное событие, судьба какого-то персонажа, история целого народа. Предложенная на Ваш суд работа - это пример исследования Библии, образчик экзегезы. Некоторые принципы, из которых я считаю необходимым исходить при анализе текстов Писания, я тоже изложил в преамбуле. Ещё раз Вам спасибо за отклик. Здоровья вам, любви и счастья! С уважением, Игорь Шиповский.

StaLker: FontCity пишет: Я вполне могу взять пельмени с говядиной или даже «крабовые» палочки, если в их составе указано только «филе рыб тресковых пород». Но если в составе продукта окажутся «некошерные» компоненты - я воздержусь от покупки. Вы когда- нибудь видели, как в промышленных масштабах и из чего делают фарш для пельменей? Уверены ли Вы в качестве мяса для этого фарша? Как Вы думаете, тщательно ли предварительно удаляется кровь из этого мяса? На Вашем месте, я бы не доверял магазинным пельмешкам, а крутил бы фарш дома. Знаете, я работаю на производстве, у нас одни железяки, но время от времени, в цехах иногда скажем раз в год вижу крысу. Как Вы думаете, живут ли эти животные в цехах по переработке мяса и эффективна ли борьба с ними? К чему я это сказал, понимаете. Как Вы считаете, присутствуют ли консерванты в "крабовых палочках", и бывает ли еда с консервантами типа Е230... Е340 кошерной? Привожу пример: Состав: фарш рыбный сурими, вода, крахмал,масло растительное, соль, сахар, концентрат соевого белка, белок яичный, пищевые добавки: ароматизатор идентичный натуральному крабовый, усилитель вкуса и аромата:глутамат натрия, краситель:паприка. Продукт из очищенного филе белых океанических рыб с высоким содержанием полезных кислот омега-3 и белков. Кошернейшая пища! Каким образом получают иудеи кошерное мясо? Еврей, специально обученый, острейшим ножом убивает животное, и сливает кровь по особым правилам, мясо дальше подвергают вымачиванию в соленой воде. Я могу немного неточно сказать, но принцип понятен. А самое главное, мясо станет кошерным, если его приготовит еврей. Как Вы думаете, на мясокомбинатах каким образом убивают животных: электротоком, огнестрелом, режут, удавливают или бьют в лоб кувалдой? В каком случае пельмешки станут кошерными? Не обманывайте себя, чтоб поесть мяса, прежде надо убить. Самому не хватает духа? Сделают другие. Только когда кушаешь мясо животного, убитого чужими руками, не надо хвалиться кошерностью, это выпендреж. Давно уже читал в журнале "Работница" откровения работниц убойного цеха. Попивают бабоньки, а что делать. Мужчины там почти не работают, морально не выдерживают. Так что читая состав на этикетках, научитесь также смотреть между строк - не в Израиле, в России живем.

StaLker: FontCity , специально для Вас, чтоб Вы больше не наделали ошибок. http://vedarya.sled.name/juden/kosher.htm

FontCity: Уважаемый Виктор Анатольевич! Спасибо Вам за добрые советы. К сожалению, я плохо знаю правила кашрута. Я не припомню их в Библии. Боюсь, что они сильно отличаются от Закона о чистой и нечистой пище. Я нисколько не сомневаюсь в том, что вся кошерная пища чиста. Но не наоборот. Правила кашрута накладывают слишком много дополнительных ограничений, далеко не всегда требуемых Библией. Это очень хорошо видно в том числе и из материалов, размещённых по указанному Вами адресу. Полагаю, что чиста также халяльная и постная пища. Очень рад тому, что появились в продаже продукты с маркировкой «постный». К сожалению, не могу оспорить Ваш тезис о нарушениях технологических процессов и даже санитарных норм на различных пищевых комбинатах. Более того, боюсь, что это - не только российская проблема. Недавно, например, в СМИ активно обсуждалась тема заражения меламином китайских молочных продуктов. Помнится, были запреты на ввоз в Россию мяса из Польши, курятины из США, вина из Грузии, мандарин из Южной Осетии и т.д. и т.п. Готовить пищу сам я вряд ли смогу по многим причинам. Как со всем этим жить? По-моему, Павел дал предельно чёткие указания. Я их уже приводил выше и не вижу смысла повторять. Полагаю, что именно библейским положениям и стоит следовать в этом вопросе, равно как и во всех других. Лично я не планирую создавать собственную лабораторию и заниматься исследованиями пищевых продуктов и их производств. Пусть этим занимаются более компетентные органы. Мне остаётся только доверять их заключениям - надписям на этикетках. Каждый понесёт ответственность перед Богом за свои поступки, в том числе за халатность и сознательные нарушения технологий. Если товар лежит на полке магазина и в его составе нет запрещённых компонентов - значит, производители, продавцы, СЭСы и Роспотребнадзоры приняли всю ответственность на себя. А почему Вы, собственно, всё о пище да о пище? Прямо как из голодного края! Моя работа, вообще-то, на другую тему: о принципах изучения Писания. Для примера взяты фрагменты Евангелий, часто понимаемые совершенно неверно даже считающими себя «продвинутыми» христианами, это факты приёма пищи Апостолами и Иисусом неумытыми руками. При рассмотрении этих эпизодов критика Иисусом фарисейской обрядовости почему-то часто испаряется, а вопрос формулируется в форме «нам теперь можно руки перед едой не мыть, есть нечистую пищу, и вообще правила здорового образа жизни для нас отменены». Такое решение оставляет за бортом рассуждений смысл этих фрагментов Писания - отрицание обрядовости. Я не могу согласиться с таким положением вещей. В своём исследовании я постарался вникнуть в суть спора Иисуса с фарисеями. От вопроса «что я думаю об этом» перейти к вопросу «что Бог хочет сказать этим». При чём здесь, спрашивается, невинно убиенные животные, пьющие работницы, правила кашрута, система кодирования продуктов питания в Евросоюзе и прочая? не надо хвалиться кошерностью, это выпендреж 1. Вообще-то я писал о соблюдении закона о чистой и нечистой пище, а не о кашруте. 2. Вот уж не думал, что попытка соблюдения библейских заповедей вызовет осуждение на христианском форуме. 3. Пожалуй, Вы правы. В дальнейшем я воздержусь от откровенных разговоров. Спасибо за внимание к моей работе. Всего Вам наилучшего! С уважением, Игорь Шиповский.

StaLker: Уважаемый Игорь Шиповский. Дело в том, что в первой части Вашей работы, я для себя не нашел нового. Что касается чистой и нечистой пищи, мое мнение такое, что мясо любого происхождения - единственный продукт - нечистый. Хоть то свинина, или говядина. Но это не значит,что его нельзя кушать. Просто верующий человек старается употреблять его меньше, постясь.Остальные продукты нечистыми назвать нельзя.Однако главное не в еде. Господь вряд ли оценит человека за то, что он скурпулезно вчитывается в этикетки на продуктах, определяя степень чистоты. И даже земная жизнь не обязательно станет дольше. Еще думаю, что Господь из двух человек приблизит к Себе употребляющего "нечистые" продукты, но доброго сердцем, заботящимся о своем ближнем, и отдалит от Себя холодного и расчетливого, питающегося исключительно "чистыми".

FontCity: Полагаю, для понимания слов и поступков Иисуса было бы полезно знать, как их понимали Его современники. Ведь они принадлежали одному с Ним культурному слою, знали все тогдашние обычаи, говорили на одном языке, использовали одни и те же идиомы и фразеологизмы, пользовались единым категорийным аппаратом. Благодаря археологической находке столетней давности у нас есть счастливая возможность узнать, как воспринимали тему немытых рук первые христиане. 3 И он взял их (учеников) с собой в место, предназначенное для чистых, и вошел во двор Храма. 4 И главный жрец из фарисеев по имени Леви встретился им и сказал Спасителю: Кто позволил тебе войти в это чистое место и смотреть на эти святыни без омовения, и даже твои ученики не вымыли ног своих? 5 Нечистыми вы вошли во двор Храма, чистое место, хотя никто, кто не омылся сперва и не поменял одежды, не смеет вступить и созерцать эти святыни. 6 И Спаситель остановился со своими учениками и спросил его: А как же ты, который находишься здесь во дворе Храма, ты чист? 7 И он сказал Ему: Я чист, ибо я омылся в источнике Давида и спустился по одной лестнице и поднялся по другой, и надел белые чистые одежды. 8 И только тогда я вошел и созерцал эти святыни. 9 Тогда Спаситель сказал ему: Ты омылся в стоячей воде, в которой собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снаружи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются (благовониями) и краской, чтобы возбудить желание, а внутри они полны скорпионов и пороков. 10 Но Я и Мои ученики, о ком ты сказал, что они нечисты, Мы омылись в живой воде, которая нисходит (с небес). © Папирус из Оксиринха, автор и точное время написания неизвестны В этом эпизоде никто не употребляет пищу, но претензия у фарисея та же самая: неисполнение предписанного ритуала омовения. Тот же и ответ Спасителя: в понимании автора текста, установленные обряды омовения бесполезны. Гигиенические процедуры сравниваются с make-up проституток. Оксиринхский папирус, по-моему, - убедительное подтверждение выводов моей работы. Рассматриваемые эпизоды Евангелий не имеют отношения ни к еде, ни к гигиене, они показывают отношение Иисуса к обрядовости (как и Матфея 23:25-28). Спасибо!

anuta: Ритуал ритуалу рознь, и молитва перед едой может стать таким же ритуалом по очищению пищи, как и мытье рук, если человек теряет его смысл. А смысл в том, чтобы принимать пищу, входить в храм и выполнять другие действия, полезные для здоровья, с миром в душе и с благодарностью к Господу, без осуждения, без злости, без прочей внутренней грязи. Тогда и еда и любое дело на пользу, независимо от правил гигиены. Если человек чист внутренне, то он может сколько угодно есть грязными руками, и это никак не скажется на его здоровье, физическом и душевном. А осуждающий такого "неряху" фарисей уже нечист одним только этим осуждением. Ритуал для человека, а не человек для ритуала - вот, о чем этот эпизод с мытьем рук. В этом я согласна с FontCity, который проделал огромную работу, чтобы написать эту статью. Спасибо.



полная версия страницы