Форум » Читая Библию » Библейская археология » Ответить

Библейская археология

Николай Михайлович: Где находится могила Адама, или Парадоксы библейской археологии В спорах с верующими ярые атеисты нередко говорят, что описанные в Библии события — лишь плод чьего-то воображения и научно факт их существования не доказан. Однако есть целая наука — библейская археология, которая работает как раз над тем, чтобы найти подтверждения всему изложенному в Писании. Что удалось доказать библейским археологам? Подтверждают ли их находки сказанное в Библии? Как не повестись на громкие сенсации, якобы опровергающие Библию? Что дает библейская археология обычному верующему человеку? На эти вопросы мы постараемся ответить в этой «Теме номера», которую начинаем с разговора со священником Александром Тимофеевым, археологом, преподавателем кафедры библеистики Московской духовной академии. Обретение честого Креста Господня святой императрицей Еленой. Турино-Миланский часослов, конец XIV века Специфические трудности — Отец Александр, верно ли, что библейская археология существует для того, чтобы подтвердить истинность Священного Писания? — Я бы иначе расставил акценты. Не «подтвердить истинность», а восстановить исторический и культурный контекст событий, описанных в Писании. Подчеркну, что библейская археология — это наука, это определенная специализация внутри археологии как таковой, и потому использует те же методы исследования, те же критерии. Когда-то, на самой заре библейской археологии действительно считалось, будто ее дело — поиск священных реликвий, артефактов, подтверждающих подлинность событий Священной истории. Но эта романтичная эпоха давно прошла, и сейчас даже сам термин «библейская археология» употребляется редко — обычно говорят о сиро-палестинской археологии, об археологии Леванта (т. е. средиземноморского побережья Ближнего Востока)... Вообще же за приблизительно сто пятьдесят лет своего существования библейская археология сделала множество открытий, которые подтверждают достоверность Священного Писания. Точнее сказать, оказалось, что библейское повествование в своих исторических, культурных, этнографических, природных аспектах вполне согласуется с данными археологии. Что же касается чудес, то археология (как и любая другая наука) их ни подтвердить, ни опровергнуть не может. Это область веры. — А как вообще работают библейские археологи? Они непосредственно занимаются раскопками? — Занимаются, но далеко не всегда. Тем более что невозможно копать везде. Для примера — только в Израиле одновременно ведется около двух тысяч раскопок, а ведь зона интересов библейской археологии не исчерпывается Израилем — это и весь средиземноморский регион, и Месопотамия, и Египет. Поэтому в основном библейские археологи занимаются анализом полевых данных. Думаю, стоит пояснить, как вообще ведутся археологические исследования. Все начинается с разведки: делаются предположения, берутся пробы — стоит ли вообще в этом месте копать. Второй этап — непосредственно раскопки. Территория картируется, разбивается на квадраты 5х5 м. Затем идет непосредственно сам процесс раскопок: буквально по несколько сантиметров в день снимаются слои. Фиксируется положение каждой найденной вещи, обрабатывается вся керамика, все кусочки и обломки. Это очень медленная работа, тянущаяся годами. Третий этап — описание того, что было найдено: на каком уровне это найдено, с каким слоем связано, как это можно датировать. И, наконец, четвертый этап — это аналитика, кабинетная работа. Массу материалов, полученных благодаря этим раскопкам, нужно связать воедино, выстроить в картину истории древнего мира. — Есть ли в работе библейских археологов какие-либо специфические трудности? — Ну конечно, есть. Особенно это касается стадии раскопок. На Святой Земле вообще опасно копать — окружающая обстановка очень напряженная. Знаю это лично, поскольку участвовал в нескольких экспедициях. Местное население может камнями закидать, и потому там обязательно нужна охрана. Бывают разные провокации — скажем, в одной из экспедиций, в которой я участвовал, местные жители подкинули археологам куколку с петлей на шее. Довольно прозрачный намек. Но угроза исходит не только от арабов, но и от иудеев-ортодоксов, которые считают раскопки занятием глубоко порочным, кощунственным. Местные же арабы просто недовольны, что под их домами, на их территории кто-то что-то копал. Есть и трудности совсем другого порядка — многие исследователи попросту опасаются давать своим находкам какую-либо религиозную интерпретацию. Особенно это касается ученых из США: они не хотят прослыть ретроградами в американской академической среде, которая довольно атеистична (чем, кстати, сильно отличается от американского общества в целом, где более 50% населения регулярно участвуют в церковных богослужениях). Общая система ценностей — А в чем могут быть преимущества библейской археологии по сравнению с археологией обычной? — Прежде всего в том, что библейская археология, интерпретируя находки, опирается на текст Священного Писания, и это позволяет ей давать очень надежные трактовки. Дело вот в чем: основную долю информации о жизни того или иного древнего народа мы черпаем из его письменности. Если письменности нет — как, например, в случае Дьяковской финно-угорской культуры, существовавшей до прихода славян на территории Москвы, то узнать о его жизни мы можем немного. Можем приблизительно представить быт, экономику, по идолам и захоронениям примерно восстановить религиозные взгляды — но это и всё. А вот чем жили люди, что думали о себе и об окружающем мире, какова была их религия и эпос, мы так и не узнаем. Поэтому игнорировать тексты при интерпретации находок — это значит совершать серьезную методологическую ошибку (а в современной археологии есть такие направления, которые недооценивают роль письменных свидетельств). Священное Писание — это ценнейший источник для историков и археологов. Ведь это не одна книга, а целый корпус текстов, создававшийся на протяжении более чем тысячи лет. Поэтому и многие неверующие археологи пытаются соотносить свои данные с текстом Библии. Да, есть повод для споров, да, могут быть разные интерпретации тех или иных моментов. Ну вот, к примеру, возьмем вопрос возникновения монотеизма. Возник ли он постепенно, эволюционным путем, или это результат Божественного откровения? Найденные артефакты показывают нам, как менялось мировоззрение еврейского народа на протяжении столетий. Скажем, в VII-VIII веках до Р. Х. цари Езекия и Иосия проводили религиозные реформы (о чем мы знаем из текста Священного Писания), и мы видим следы этих реформ — уничтоженные жертвенники, уничтоженные фигурки идолов. Но к тому же времени относятся и найденные в Иерусалиме в Гееннской долине два серебряных свитка, содержащие текст, очень близкий к священническому благословению из книги Левита. Значит, в одно и то же время существовали — и противостояли друг другу — и языческая традиция, и единобожие. И тут можно использовать археологические данные, чтобы показать логические провалы в атеистических концепциях, утверждающих, что монотеизм произошел от поклонения родовому богу какого-то из семитских племен. — Многие ученые, занимающиеся библейской археологией, — люди верующие. Сказывается ли как-то их религиозность в научной работе? — Давайте уточним, что имеется в виду. Вопрос ведь можно понять и так: не отступают ли верующие исследователи от научной объективности и беспристрастности, не подтасовывают ли данные в угоду своему мировоззрению? Если речь об этом, то сразу скажу: нет. Археология, в том числе и библейская, — это наука, и как в любой науке, в ней сложно «срезать углы» и не попасться. Все данные могут быть перепроверены, все публикации общедоступны и могут быть подвергнуты критике. Так что если бы нашлись недобросовестные ученые из числа верующих — их давно схватили бы за руку. Но ваш вопрос можно поставить иначе: помогает ли религиозная вера библейским археологам в их работе? И вот тут я готов утверждать, что верующий ученый имеет серьезное преимущество сравнительно с неверующим: у нас, верующих, гораздо больше общего с теми людьми, жизнь которых мы изучаем. Для нас, как и для них, вопросы бытия Божия — основные вопросы жизни. У нас с ними общая система ценностей. Авраам, Исаак и Иаков, цари Давид и Соломон, апостолы Петр и Павел жили тысячи лет назад, но мы духовно близки к ним. Поэтому нам гораздо понятнее их мотивация, их жизненные цели, их способы принятия решений. Следовательно, когда перед нами встает задача интерпретировать результаты археологических находок, реконструировать жизнь древних иудеев — нам это проще сделать, чем неверующим ученым, для которых религия — нечто чуждое и непонятное. От этого непонимания, кстати, у неверующих археологов зачастую происходят ошибки в интерпретации находок. Много шума из ничего — А вообще часто ли у библейских археологов случаются ошибки? — Ошибки в научной деятельности неизбежны, и более того — стратегически они даже полезны, так как их обнаружение приводит не только к пересмотру каких-то конкретных взглядов, но и к более глубокому пониманию проблемы. Ошибки можно разделить на две группы. Во-первых, это ошибки, связанные с неправильной интерпретацией текста Священного Писания, и во-вторых — ошибки археологического порядка: неправильные описания артефактов, неправильные датировки найденного и так далее. Вот пример ошибки одновременно первого и второго типа. Известный израильский археолог Игаль Ядин вел многолетние раскопки в Мегиддо, Хацоре и Гезере и везде нашел остатки многокамерных ворот. До него считалось, что в Гезере, например, это не ворота, а остатки башни. Ядин доказал, что это входные городские ворота и однозначно соотнес их с упомянутыми в 3-й книге Царств царскими городами, которые построил Соломон. Он предположил, что все эти ворота относятся к Х веку до Р. Х. Но дальнейшие исследования показали, что все эти ворота были поставлены в разное время. В Хацоре, действительно X век, в остальных — позже. Научные противники Ядина даже заявили, что вообще не было никакого единого царства Давида и Соломона. Ошибка Ядина была в том, что он столь однозначно связал найденные им ворота с воротами, упомянутыми в книге Царств. Но в Священном Писании вовсе не говорится, что именно эти ворота Соломон сделал царскими. Они могли быть построены позже, могли быть многократно перестроены. Ошибка Ядина происходит из недостаточно точной интерпретации текста Священного Писания и недостаточных (а это вполне естественно для его времени) возможностей точной датировки. Священники на раскопках — иерей Александр Тимофеев (справа), протоиерей Георгий Урбанович, ректор Смоленской семинарии (слева), и игумен Моисей (Пилатц), настоятель монастыря в Алапаевске (вверху). — Приведенный Вами пример — это все-таки частность. А были ли столь серьезные, «системные» ошибки, что впору усомниться в достоверности результатов библейской археологии и подлинности библейского повествования? — Таких ошибок не было. Наоборот — целый ряд открытий убеждает нас в подлинности Священного Писания. В безнадежное прошлое ушла библейская критика образца XIX века, когда считалось, что Евангелия написаны в конце II века людьми, которые не могли видеть Иисуса. Или то что история Ветхого Завета была записана после плена в эллинистический период. Сейчас любой ученый-археолог, независимо от личного отношения к религии, подтвердит, что Евангелие — это продукт эпохи первого века, что первые Евангелия (от Матфея, Марка, Луки) написаны еще до разрушения Иерусалимского храма в 70-м году по Р. Х., что авторы действительно жили в Иерусалиме. Это следует из множества деталей, иногода даже оговорок в тексте. — Приходится ли библейским археологам сталкиваться с подделками артефактов? — Да, время от времени приходится. Подделки начались еще на заре библейской археологии, в XIX веке. Наиболее известный фальсификатор того времени — Мозес Шапиро. Он изготавливал и продавал даже не отдельные подделки, а целый комплекс артефактов. Эти артефакты скупали знаменитые музеи мира — сегодня изделия рук Шапиро можно найти в Британском музее, в Лувре, в Эрмитаже. Мне самому приходилось держать в руках эти подделки. Например, он отрезал часть от древнего свитка и наносил на нее новые надписи. В итоге Шапиро был разоблачен известным ученым Ш. Клермоном-Ганно, ему грозило судебное расследование и он покончил жизнь самоубийством. Но не всегда удается однозначно определить подделку. Например, в 1997 году один израильский коллекционер представил научной общественности оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Оссуарий — это ящичек, куда складывали кости после того, как тело истлевало. Сам оссуарий несомненно подлинный, а вот насчет надписи ведется спор. Разгорелся шум, было колоссальное судебное разбирательство. В итоге было вынесено решение: суд не располагает данными ни за, ни против подписи. Поэтому обвиняемые свободны. А вопрос о подлинности до сих пор остается открытым. Иерусалим разрушали несколько раз. И поэтому существуют исторические затруднения для реконструкции домов и зданий времен Христа. Первое разрушение произошло в 70 году, когда римляне буквально не оставили камня на камне. После этого последовало еще несколько катаклизмов: возведение римского города Элия Капитолина, захват персами в 614 году, затем перестройки арабами и крестоносцами… — А как вообще обычным людям, не специалистам, воспринимать регулярные сенсации на тему археологических находок, якобы переворачивающих все наши представления о Библии? — Относиться нужно предельно осторожно. Прежде всего, нужно понимать, что журналисты, как правило, люди не очень образованные и потому могут искренне заблуждаться, считая нечто сенсацией. Вот пример — недавняя находка, наделавшая много шума, «евангелие» Иуды. Это не подделка, это действительно древний текст — но текст, созданный гностиками во II веке по Р. Х. Причем Церкви этот текст давно известен, о нем упоминает священномученик Ириней Лионский, когда описывает разные гностические секты. Находка «евангелия» Иуды даже принесла пользу науке: стало понятно, что гностики разрабатывали свою религию, совершенно непохожую ни на иудаизм, ни на христианство. От христианства там была только терминология. Словом, ничего этот текст не перевернул, он был известен, но когда гностики вымерли, он был забыт. Но бывают и явные фальшивки, их создатели стремятся только к славе и деньгам. Пресса же такие фальшивки начинает раскручивать. Вот что еще нужно понимать: ни один серьезный исследователь никогда не обратится в желтую прессу. Даже если он находится в конфликте с официальной наукой, даже если считает, что его затирают, не признают его открытия, — он все равно не будет связываться с таблоидами. Поэтому если вы читаете в желтой прессе про сенсационное открытие и видите ссылки на ученых, якобы подтверждающих это — не верьте. Наверняка тут какая-то подтасовка. Кроме того, учитывайте и то обстоятельство, что археология — наука медленная. От находки до ее правильной интерпретации чаще всего проходят долгие годы, а то и десятки лет. Поэтому если вам говорят, что вот только что отрыли нечто, и это нечто является тем-то и тем-то (например, кольцом царя Соломона или Евангелием от Понтия Пилата, или черепом Адама) — усомнитесь. Столь быстрая интерпретация попросту невозможна. Археология как разновидность паломничества — В церковной среде иногда можно услышать мнение, что библейская археология Церкви вообще не нужна. У нас есть Писание, есть святые отцы — и чего еще надо? Вам приходилось слышать нечто подобное? — Да. Например, я сталкивался с таким предубеждением среди студентов духовной семинарии. Они, еще не зная содержания курса, говорят, что не нужна наука, не нужно научное изучение Священного Писания, достаточно его просто читать. На самом деле это серьезная ошибка. Дело в том, что просто читать — недостаточно. Нужно еще и понимать, и более того — уметь соотносить прочитанное со своей текущей жизнью. А для этого необходимо знать контекст описанных в Библии событий. Контекст этот мы, современные люди, в массе своей не знаем. Поэтому, читая, скользим по поверхности, текст нас не задевает, а не задевает именно потому, что для нас непонятен фон происходящих событий. Археология этот фон помогает восстановить. Вот мелкий пример — в иудейском варианте книге Царств (он чуть детальнее текста синодального перевода) говорится, что филистимляне монополизировали производство железных орудий, и израильтяне должны были платить им за заточку один «пим». А что такое пим? Когда археологи нашли разновесы и гирьки, на которых было написано «пим», оказалось, что пим серебра— это очень много. То есть выяснилось, что евреи платили очень дорого, что филистимляне, монополизировав кузнечное дело, держали их на положении рабов. Маленькая деталь — а дает представление о тяжелом положении израильского народа в то время. Я читаю много популярных лекций по библейской археологии помимо семинарии. Например, на Высших богословских курсах при МДА уже сотни людей прослушали мой курс. Что интересно — после первой же лекции коренным образом меняется отношение. Пропадает скепсис. А происходит это потому, что возникает живое ощущение ветхозаветных и евангельских событий. Возникает именно благодаря библейской археологии — она помогает вжиться в предмет. В этом смысле библейскую археологию можно сравнить с паломничеством по святым местам. Паломник, который прошел стопами Господа, стопами апостолов, ощутил биение сердца истории в этих местах, начинает совсем иначе относиться к Священному Писанию, оно для него оживает. — А лично для Вас что значит библейская археология? Что она Вам дает? — Могу привести такой пример: я готовил монографию по апостолу Павлу. Проделал за несколько раз весь путь апостола Павла, описанный в Деяниях святых апостолов, изучил массу литературы, музейные коллекции... и меня все это очень впечатлило. Одно дело просто знать новозаветный текст, и совсем другое — пропустить через себя, пройдя этим путем, видя артефакты той эпохи. После этого начинаешь по-другому относиться к текстам апостола Павла — зная, кому он пишет, в каких условиях. Иордания. Место, где крестился Христос. Фото Владимира Ештокин Или другой пример — проповеди святителя Иоанна Златоуста. Я заметил, что когда читаешь их, то ощущаешь себя в толпе иудеев, окружающих Господа Иисуса Христа. Когда я читаю Священное Писание, а особенно когда как священник говорю проповеди, у меня моментально возникает эта картина. Я проехал тысячи километров по Ближнему Востоку — у меня по несколько поездок и экспедиций в год, и эти поездки меняют мое сознание. Мне хочется думать и жить в евангельском контексте. Именно это мне и дает библейская археология — она, хоть и опосредованным образом, позволяет мне стать очевидцем событий Священной истории. www.foma.ru

Ответов - 3

Николай Михайлович: 8 вопросов к библейскому археологу Где находится Эдем? Можно ли найти могилу Адама? Был ли Всемирный потоп? На эти и другие вопросы библейской археологии отвечает священник Александр Тимофеев. Где находится Эдем? Археология (да и вообще наука как таковая) ответить на этот вопрос не может — просто по той причине, что он не относится к сфере ее компетенции. Наука занимается вещами, доступными чувственному опыту, воспроизводимыми в эксперименте. Что же касается Эдема (по-древнееврейски «ган-эден» — сад, выбранное и огороженное место) — это созданное Богом место, соединявшее Царство Небесное и материальный мир. Господь пребывал там полнотой благодати. Что касается географической привязки, то опираться мы можем только на сказанное в Священном Писании (Быт 2) — там говорится о четырех реках, вытекающих из Эдема. Это Хиддекель, т. е. Тигр, Евфрат, Фисон и Гихон. И если первые две — это реально существующие до сих пор реки, то о двух других приходится только гадать. Есть предположение, что это текущие на Кавказе Кура и Арагва. Ясно только то, что согласно Библии, Эдем находился в районе современной Месопотамии. Но найти точное местоположение рая принципиально невозможно, и вот почему: когда рай был затворен от человека, он был затворен не в физическом смысле, а в духовном. Херувим с обращающимся мечом, поставленный Господом, запечатал человеку вход в Царство Небесное. Поэтому то место нашего тварного мира, где до грехопадения располагался Эдем, потеряло свой вид, Господь уже не присутствует там так, как присутствовал тогда, и оно перестало отличаться от остальной земли. Мы могли бы пройти по этому месту сейчас и ничего, например, кроме пустыни, не увидеть. Бесполезно искать рай на земле. Вход в него, как сказано в Евангелии, открывается только через сердце человека. Царство Божие внутрь вас есть (Лк 17:21). Где находится могила Адама? После изгнания из рая Адам странствовал по лицу земли. Священное Писание не говорит о том, где именно он был похоронен. Есть, впрочем, два предположения. Одно соответствует иудейскому преданию, другое — христианскому. Иудейское предание говорит о могиле Адама в Хевроне, там же, где и захоронения Авраама, Исаака и Иакова. Но предание это позднее, средневековое, основанное на талмудических представлениях. Христианское же предание говорит о том, что могила Адама находится где-то в районе Иерусалима, и основано оно на богословских умозаключениях. Если излагать их кратко, суть в том, что Иерусалим — особый город, которому отведена исключительная роль в плане Божественного домостроительства. В нем даны были обетования царю Давиду о рождении из его потомства Мессии, в нем пострадал и воскрес Господь Иисус Христос, смыв Своей кровью грех Адама. Отсюда и возникает мнение, что Адам тоже похоронен где-то близ этого города. Мне это предположение кажется вполне возможным. Но вот распространенная в церковной среде уверенность, что могила Адама находится непосредственно под Голгофой, мне представляется ничем не обоснованной. Голгофа — это скала. В глубине скалы никаких погребений нет. То, что сейчас в храме Гроба Господня находится часовня Адама, имеет скорее символическое, богословское значение. Само имя «Адам» восходит к слову «адама», означающему землю. Адам умер, и земля вернулась в землю, вновь превратилась в прах, а Господь Своею кровью с креста омыл эту землю, очистил, возродил. Что же касается периодически возникающих в желтой прессе сенсаций: найдена могила Адама и проч., относиться к ним нужно крайне скептически. Археологи не просто на данный момент не нашли могилу Адама, но и никогда ее не найдут. Точнее сказать, в арсенале археологии нет методов, с помощью которых они непреложно установили бы, что вот в этой могиле захоронен именно Адам, а не кто-то другой. Даже будь там соответствующая надпись — это означало бы только то, что кто-то когда-то (и явно не во времена Адама) такую надпись сделал. Максимум, что могли бы тут сделать археологи — это датировать такую надпись. Но вопрос ее подлинности — вне компетенции науки. Строительство Вавилонской башни — это реальное историческое событие или аллегория? Если это и аллегория, то отталкивающаяся от реальной жизни древних народов Месопотамии. Для храмовой архитектуры этих народов (шумеров, аккадцев, т. е. вавилонян) были характерны зиккураты — башни, построенные уступами, где каждый последующий уровень занимает меньшую площадь, чем предыдущий. Еще в XIX веке археологи начали находить в Месопотамии множество остатков зиккуратов. В Вавилоне также нашли остатки башни, но башня эта относится к 6 веку до Р. Х., к временам Навуходоносора — того самого, который разрушил Иерусалим в 586 году до Р. Х. В те же годы он предпринял активную перестройку Вавилона. Это время активного роста империи и масштабных строительных работ. Действительно, построенная при Навуходоносоре башня была огромной (высотой почти 100 метров), она называлась Этеменанки — «храм основания неба и земли». Но понятно, что это не та башня, о которой повествует книга Бытия (Быт 11:4), а гораздо более позднее строение. Возможно, «башня неба и земли» была построена на месте более древнего зиккурата. Ведь Навуходоносор строил не в чистом поле, а перестраивал уже существующее. К сожалению, пока не удалось произвести более глубокие раскопки. Во-первых, это территория современного Ирака, политическая обстановка там не благоприятствует спокойным обстоятельным исследованиям. Во-вторых, это берег Евфрата, и чтобы копать, надо реку отвести в сторону, чтобы ушли грунтовые воды. Ведь даже раскопки на небольшой глубине сразу вызывают подъем грунтовых вод. А что значит отвести в сторону Евфрат? Затраты на это составили бы миллионы долларов. В целом же мы можем сделать вывод, что с определенного момента у жителей Месопотамии была идея построения храма в виде башни-пирамиды. Причем эта идея действительно включала в себя чувство превозношения. Мы можем об этом судить по целому ряду шумерских и аккадских текстов. Возможно, замысел построить такую башню возник у людей вскоре после Потопа. Об этом, кстати, пишет Иосиф Флавий, отталкиваясь от иудейского предания — у строителей была идея избежать нового потопа. Так что даже если воды опять поднимутся, то вершины башни они не достигнут. То есть она предполагалась как своего рода убежище. В библейском тексте эта попытка описана иронично: люди хотят сделать башню высотою до неба, а Господь вынужден «сойти» с небес, чтобы разглядеть их постройку Способы постройки башни вполне соответствовали тогдашней вавилонской технологии. Там нет камня, но есть много глины. Из глины делали кирпичи, обжигали их на солнце. От воды такие кирпичи размокают, но если их промазать асфальтовой смолой (а она у вавилонян была), то кирпичи станут водоустойчивыми и у башни будет надежное основание. Так что вполне возможно, что описанная в книге Бытия Вавилонская башня — это одна из первых попыток построения зиккуратов. Таковы реальные исторические корни этого библейского текста. Существовали ли Содом и Гоморра? Где они находились? Как они погибли? Есть ли научные подтверждения описанной Библией гибели? Содом и Гоморра (точнее, это Пятиградие, пять городов) действительно существовали, и это вполне доказано. Располагались они на юге современного Мертвого моря. Есть научные подтверждения их гибели, описанной в книге Бытия. Катастрофические события, о которых говорится в Священном Писании, не являются для того района чем-то невозможным. По данным геологии, там проходит очень длинный рифтовый разлом. По этому разлому течет Иордан, в этом же разломе находится Мертвое море. Там огромная рифтовая долина, начинающаяся в Сирии и заканчивающаяся Красным морем, и далее уходящая в Индийский океан. Разлом в земной коре — это граница двух континентальных плит, и там происходят разнообразные тектонические процессы. Для этих районов характерны как землетрясения, так и неожиданные выбросы магмы, такие локальные извержения. Вулканов при этом может и не быть, магма течет из трещин в земле. И этот рифтовый разлом находится как раз там, где были города Пятиградия. Так вот, несколько городов, которые вполне могут оказаться городами Пятиградия, найдены частично на берегу, а частично под южным мелководным заливом Мертвого моря. В одном из этих городов найдены характерные следы катастрофической гибели, очень похожей на гибель от вулканического извержения. Там найдены небольшие вулканические бомбы, следы пепла, серы, которая очень часто сопровождает вулканические извержения. Это позволяет понять слова из книги Бытия И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба (Быт 19:24) — на небо сера попала в результате извержения. Вообще, картина очень похожа на гибель Помпеи в результате извержения Везувия. Мы, конечно, не можем стопроцентно утверждать, что этот город — именно Содом, потому что надписей там пока не обнаружено. Но, судя по всему, это именно он. Тем более что датировка гибели этих городов, сделанная археологическими методами, вполне соответствует времени, когда жил Авраам, то есть примерно 4000 лет назад. Историки называют этот период «Средняя бронза-2». Был ли всемирный потоп? Когда и где был потоп? Потоп был, о чем свидетельствуют эпосы множества народов. Вопрос, был ли он вселенским? Иногда рисуется фантастическая картина, что Потоп покрывает всю землю. Возникает вопрос: куда же делась вода в таком количестве, если были покрыты вершины самых высоких гор (тот же Арарат — это пять с лишним километров над уровнем моря)? Представьте — пятикилометровая оболочка воды вокруг земного шара! Эта фантастическая картина характерна для объяснений протестантов-креационистов и для многочисленных книжечек о Потопе, которые американские фундаменталисты издают, а некоторые ревнители православия переписывают. Но это больше говорит о человеческой психологии, чем о правильном толковании Писания или науке. Например, когда в Америке Большой каньон объявляется следом от ухода воды после потопа — это восстание против очевидности и трезвого взгляда на мир. Нельзя все следы выветривания, так же как и осадочные породы земной коры, отнести к последствиям Потопа. Кстати, по-гречески Потоп звучит как «катаклизмос» — дословно это очищение мира, очищение человеческих грехов. Очевидно, он мог затронуть только ареалы обитания человека. Во времена Потопа ни в Австралии, ни в Америке людей не было, а значит, не было необходимости их затапливать. Потоп имел конкретный ареал — это территория Ближнего Востока и Северной Африки, Южная Европа, Кавказ. Возможно, время потопа совпадает с концом крупного оледенения. Мы неоднократно обсуждали эту тему с моими друзьями-геологами и палеонтологами (кстати, по первому образованию я геолог). Тогда, в конце ледникового периода, мог быть достаточный уровень подъема вод. Интересный момент в Священном Писании — там говорится: разверзлись все источники великой бездны (Быт 7:11). Но по-еврейски бездна — это синоним моря. Под источниками великой бездны надо понимать нашествие больших волн в результате тектонических процессов. То есть это были цунами. Следами этой катастрофы являются вовсе не все осадочные породы земли, как пишут наивные креационисты, а только осадочные отложения четвертичного периода. Хотя, надо сказать, систематических исследований на эту тему никто из геологов не проводил. А вот если бы кто-то взялся сопоставить комплекс данных именно по четвертичной геологии, по регионам Ближнего Востока, Северной Африки и так далее, то картина стала бы более понятной. Найдены ли какие-нибудь записи, сделанные до Моисея, которые описывают события Библии? Каких-либо древнейших текстов, которые бы один в один совпадали с текстом Библии, не найдено. Но есть ряд известных археологических находок, например, найденная еще в XIX веке О. Лэйярдом в развалинах древней Ниневии библиотека Ашшурбанипала, относящаяся к ассирийскому царству. Среди найденных там текстов есть таблички, на которых записан более древний, еще шумерский, эпос о Гильгамеше, в нем есть рассказ о Потопе. Там достаточно явные параллели с библейским повествованием. Говорится о Потопе, в котором выжил только один человек со своим семейством (зовут его Утнапиштим), причем спасся он в ковчеге. Богословский смысл этого рассказа, конечно, совсем иной. Писали его язычники, и согласно их версии, один из богов спас Утнапиштима с семейством только потому, что иначе некому стало бы приносить им жертвы. Жертвы, по языческим представлениям, — пища богов, без жертв боги не могут существовать. В этом описании есть совсем уж мифические подробности — например, описание ковчега, у которого совершенно нереальные размеры. Для сравнения — размеры Ноева ковчега, приведенные в книге Бытия (Быт 6:15), примерно 105 х 25 х 15 метров (это приблизительно равно судну водоизмещением 15 000 тыс. тонн), вполне подходят для устойчивого судна, способного перемещаться без гребного винта и парусов, просто под влиянием волн. Даже математические модели были построены. А вот кубический ковчег, описанный в эпосе о Гильгамеше, просто кувыркался бы по волнам. Но не только у шумеров — эпосы всех древних народов содержат свидетельства о Потопе: будь это вавилоняне, будь это греки (миф о Девкалионовом потопе), африканские племена или индейцы Америки и прочие народы. Это говорит, конечно, не о том, что Потоп был в Америке, а о том, что человеческий род произошел от тех, кто помнил о Потопе: от Ноя и его семейства. Теперь насчет древних семитских записей, сделанных до Моисея. Разумеется, до Моисея у семитов письменность была и у него была возможность записать тест Священного Писания. В Синае, на рудниках, где работали египетские рабы из семитов (не только евреи, но и финикийцы, хананеи), найдено множество надписей, сделанных так называемым протосинайским, или протохананейским, письмом. Это буквенный алфавит, от которого, кстати, произошли и наши буквы. Датировка этих надписей — примерно XV век до Р. Х., что вполне соответствует временам Моисея. Моисей вполне мог пользоваться этим алфавитом. Что произошло с Ковчегом Завета? Что в нем находилось? Куда он исчез? Может ли современная наука объяснить, где он сейчас? Как выглядел Ковчег Завета и что в нем было, мы знаем из текста Священного Писания (Исх 25). Первоначально он находился в скинии, а потом — в храме, когда царь Соломон построил в Иерусалиме храм на горе Мориа. В ковчеге был один сосуд с манной, процветший жезл Аарона, указывавший на его избранничество, и скрижали Завета — две каменные доски с текстом Десяти заповедей. Ковчег находился там до гибели Иерусалима, разграбленного вавилонским царем Навуходоносором в 586 году до Р. Х. Иерусалим был разорен, весь народ израильский угнан в плен в Вавилон, все храмовые сокровища разграблены — и Ковчег, по всей видимости, вместе с ними. В новом храме, построенном Зоровавелем после возвращения из плена, Ковчега уже не было, Святое Святых осталось пустым. Вавилон, в свою очередь, пал под ударами персов (об этом, кстати, рассказывается в книге пророка Даниила), и все его сокровища, в том числе награбленное в Иерусалимском храме, попали в персидскую казну. А вместе с ними — и Ковчег. В любом случае, дальнейшая его судьба неизвестна. Время от времени возникали сенсационные сообщения о якобы найденном в Эфиопии Ковчеге Завета. В Эфиопии действительно была в свое время иудейская диаспора, и сложилось предание, что Ковчег Завета был спасен, вывезен туда. Там действительно есть некий ковчег, но это — модель того, древнего Ковчега, и модель эта, как определили археологи, относится ко времени Средневековья, никак не раньше. Лично я считаю, что подлинный Ковчег Завета не будет найден никогда, и причина лежит в духовной плоскости. Иудеи в свое время были наказаны разрушением Иерусалима за свое нечестие, за отступление от Бога и идолопоклонство. Ковчег Славы был у них отнят, и то, что он не вернулся в храм, имело важное богословское значение. Потому что подлинным Ковчегом Завета, то есть вместилищем Божиим, является Пречистая Дева. Ковчег же был не более чем ее прообразом, прообразом Воплощения. В послании к Евреям апостол Павел поясняет богословское значение Ковчега. Он, как и прочие святыни, стал для иудеев поводом для идолопоклонства, стал непреодолимым соблазном. Они надеялись, что пока Ковчег с ними (как некий магический артефакт), Иерусалим никогда не будет взят. И Господь разрушил это ложное упование, промыслительно скрыв Ковчег. Ну а с точки зрения археологии — допустим, когда-нибудь будет найден некий ковчег, совпадающий по своим параметрам с библейским описанием. Сможет ли археология однозначно утверждать, будто это тот самый Ковчег? Нет. Всегда остается возможность, что это копия, аналог. Действительно ли Ноев ковчег находили ученые? Мог ли он сохраниться? Поиски Ноева Ковчега предпринимались в XX веке в районе горы Арарат. Но надо понимать, что еврейский текст Писания не говорит именно о горе Арарат. Слово, употребленное там — р`р`т — обозначает довольно большую территорию. От этого же корня происходит название древнего армянского царства Урарту. То есть это могла быть не гора Арарат, а та территория Закавказья, которую еще называют Большой Арменией (включая и часть современной Турции). Так что высадился ли Ной именно на горе Арарат — большой вопрос. Понятно, почему возникла версия именно этой горы. Арарат — большая, одиночно стоящая гора, вулкан по происхождению, и потому исторически она привлекала к себе внимание. Туда было сделано несколько любительских экспедиций. Некоторые стали описывать чуть ли не следы стоянки Ноя. Это все уровень желтой прессы. Но были и более серьезные экспедиции. Например, испанский путешественник Фернан Наварра предпринял в 50-60-х годах прошлого века несколько экспедиций туда. Рядом с вершиной Арарата есть большое ледниковое озеро, и давно уже возникло предположение, что Ноев Ковчег мог остановиться там и вмерзнуть в его лед. В ходе последней своей экспедиции Наварра, спустившись в трещину, нашел несколько кусков дерева. Дерево исследовали ботаники, это оказался дуб (род Quercus) . В Священном Писании дерево, из которого был сделан Ковчег, названо «гофер» (причем это название употребляется в Библии только один раз, сопоставить его с конкретной породой дерева нельзя). То, что нашел Наварра — довольно загадочно. Действительно ли эти куски дерева были частью Ковчега, или это остатки какой-то древней тамошней постройки? Ясно только одно — дерево туда занес человек. На высоте пяти километров дубы расти не могут, им там слишком холодно. Но доказать, что это все-таки остатки Ковчега, пока невозможно. По-хорошему, необходима новая экспедиция, которая исследовала бы льды этого озера. Но организовать такую экспедицию очень трудно — в том числе и по политическим причинам. Это проблемная территория, район обитания курдских повстанцев, и турецкие власти очень неохотно пускают туда ученых. Замечу, что в Армянской Апостольской Церкви хранятся реликвии, считающиеся обломками Ноева Ковчега. Думаю, что эти деревянные артефакты — того же происхождения, что и у Наварры. Доказать, что это именно остатки Ковчега, археология пока не может, опровергнуть тоже не может. www.foma.ru

Николай Михайлович: Где находится Голгофа? Археологи о последних днях земной жизни Христа Археологические данные не говорят нам о сути Крестной жертвы и Воскресении Христовом, но они позволяют нам понять контекст Евангельских событий. Данные раскопок дают зримое подтверждение веры, с их помощью мы понимаем, что в Евангелиях содержится именно исторический, а не мифологический рассказ. Где прошла Тайная вечеря? В наше время в Иерусалиме показывают примерное место Тайной вечери, которое носит название Сионской горницы. Она представляет собой остатки церкви, построенной около XIV века францисканцами и впоследствии переделанной арабами в мечеть. Поэтому мы должны понимать, что нынешняя Сионская горница не является тем самым помещением, в котором проходила Тайная Вечеря. Более того, само местоположение дома, описанного в Евангелиях, мы можем установить только примерно. В настоящее время под Сионской горницей находится синагога, в которой показывают гробницу царя Давида. Если это действительно та самая гробница, то становятся понятны слова апостола Петра, сказанные в день Пятидесятницы: Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня (Деян 2:29). В этот день апостолы собрались в том же месте, где совершалась Тайная вечеря, а им по преданию являлся дом апостола Марка. Апостол Петр как будто указывает на гробницу. В таком случае действительно Сионская горница может быть связана с гробницей царя Давида, поскольку по преданию семья апостола Иоанна Марка была хранительницей гробницы царя Давида. Каким город был при Ироде? Ирод использовал при строительстве римские технологии того времени. И, действительно, мы находим развалины прекрасных больших зданий римского периода существования города. Храмовая платформа даже по современным меркам впечатляет размерами. В Евангелии есть слова, которые говорят о том, что апостолов поражала мощь иерусалимских строений: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! (Мк 13:1). Где Христос шел на Голгофу? Наибольшие вопросы с археологической точки зрения вызывает так называемый Скорбный Путь Господа, или Via Dolorosa, по которому многочисленные христианские паломники проходят от Гефсимании до храма Гроба Господня. Надо понимать, что Via Dolorosa — это путь крестного хода католических паломников. Он окончательно утвердился после крестовых походов в XIV веке. Францисканцы решили, что вероятное место расположения претории Понтия Пилата — это крепость Антония. Маршрут крестного хода, который раньше проходил южнее Храмовой платформы, был перенесен ближе к крепости. Но византийские паломники ходили иначе, и этот путь был гораздо ближе к тому, что можно установить на основании данных археологии. К такого рода памятным местам Иерусалима, как Via Dolorosa, надо относиться, как к некой иконе на местности. А икона, как известно, хотя и не передает, в отличие от портрета, изображение с доскональной точностью, тем не менее открывает путь к встрече с событием или изображенным лицом. Где Пилат судил Христа? Другой вопрос, который для археологов остается открытым, — это место суда Пилата над Христом. Вероятно, это событие происходило не в крепости Антония, а в бывшем дворце Ирода Великого, который находился в распоряжении Понтия Пилата. Интересно, что Иосиф Флавий описывает действия прокуратора Иудеи Гессия Флора именно во дворце: «Флор переночевал в царском дворце, а на следующий день приказал поставить перед дворцом судейское кресло, на которое он взошел. Первосвященники и другие высокопоставленные лица, как и вся знать города, предстали перед этим судилищем» (Иудейская война. II, 14:8). Где находится Голгофа и Гроб Господень? Другой не менее серьезный вопрос, который уже не первый век волнует умы людей, — подлинность места страданий Спасителя и подлинность самого Гроба Господня. После восстания Бар Кохбы (132—135 гг.), Иерусалим был окончательно перестроен и превратился в римский город Элия Капитолина. На месте Гроба Господня и Голгофы был возведен огромный храм Афродиты. Находившаяся вне стен города Голгофа возвышалась над участком каменоломни, который был полностью засыпан и выровнен. При этом сам скалистый выступ Голгофы высотой около 5 метров стесан не был, а выходил прямо на улицу. Следовательно, когда епископ Макарий и равноапостольная царица Елена искали Крест и Гроб Господень, имелся заметный ориентир, и место не могло потеряться. Крест Господень был сброшен в водосборную цистерну, ставшую непригодной из-за трещины. Отверстие цистерны видно и сейчас в потолке над местом обретения Креста. В XIX веке английский генерал Гордон, справедливо предполагая расположение Голгофы вне стен города, решил, что она находится совсем в другом месте. Эта теория, правда, не учитывала того, что границы Иерусалима времен Христа и границы современного города не совпадают. Тем не менее в качестве альтернативной Голгофы была определена скала, расположенная севернее Иерусалима, напоминающая по форме череп, с двумя могилами внутри. Это место известно как Садовая могила. Таким образом, в настоящее время традиционные конфессии, а именно: православные, католики, армяне, сирийцы и эфиопы — считают подлинным нынешнее местоположение Гроба Господня, в то время как «альтернативная» Голгофа является местом сбора различных протестантских групп: англикан, баптистов и других христианских конфессий. В этом плане представляют большой интерес раскопки, произведенные начальником русской духовной миссии в Иерусалиме, архимандритом Антонином (Капустиным). На участке, где ныне находится наше Александровское подворье, было найдено основание стены и ворота времен Ирода. Именно здесь Спаситель должен был пройти на Голгофу. Другим аргументом, подтверждающим подлинность Гроба Господня, являются исследования самой гробницы. Из Евангелия мы знаем, что Христа положили в гроб новый, в котором еще никто не был положен (Ин 19:41). Гроб Господень имеет только одну нишу с ложем, в которую можно было положить тело усопшего. Традиционные же усыпальницы имели несколько боковых ниш, в которые клались тела умерших. Примерно через год кости человека забирали, омывали розовой водой и складывали в особый ящичек (оссуарий). Почему же гробница Спасителя такая маленькая, с одним ложем? Небольшой размер гробницы, свидетельствует как раз о том, что она была новая, а значит, использовалась в первый и единственный раз. Тот факт, что гробница, в которой был положен Господь, в дальнейшем не разрабатывалась, говорит о том, что ее владелец не дерзнул хоронить в ней кого-либо еще. Гробница Иосифа Аримафейского, владельца гробницы, устроившего погребение Спасителя, расположена рядом. www.foma.ru

Николай Михайлович: В Израиле нашли печать Самсона 16.08.2012г Археологи нашли в Израиле печать Самсона – библейского героя, порвавшего руками льва и убившего тысячу филистимлян челюстью мертвого осла. Печать диаметром 15 мм с изображением человеческой фигуры и льва была обнаружена на археологических раскопках в Бейт-Шемеше – городе, упоминаемом в Ветхом завете как место остановки каравана филистимлян, возвращавшего Ковчег Завета в Израиль после кражи. Древний Бейт-Шемеш был расположен между двумя другими библейскими городами – Цорахом и Эштаолом. Согласно Ветхому завету, именно в этой местности родился, вырос и совершал свои знаменитые подвиги, описанные в Книге судей, богатырь Самсон. Место находки, рисунок и датировка печати не оставляют почти никаких сомнений, что на ней изображен прославленный герой, порвавший руками молодого льва, как мелкого козленка, и убивший тысячу разъяренных филистимлян челюстью мертвого осла. Сама по себе печать не дает ответа на вопрос о точном времени возникновения легенды и был ли Самсон реальным историческим или все-таки собирательным образом, мифическим героем. Тем не менее найденная в Бейт-Шемеше печать «поможет увязать эту библейскую историю с археологическими данными», уверен один из руководителей раскопок, профессор университета Тель-Авива Шломо Бунимовитц, работающий на факультете археологии и древних цивилизаций Ближнего Востока. «Если мы правы и на печати действительно изображен человек, повстречавшийся со львом, это свидетельствует о том, что в определенный исторический период легенда о Самсоне действительно имела хождение в области, прилегающей к Бейт-Шемешу. Находка датируется довольно точно», – добавляет Бунимовитц. Согласно пресс-релизу университета, печать была обнаружена среди прочих артефактов на полу раскопанного дома в слое, датируемом XII веком до н. э. Легенды о Самсоне складывались именно в это время, известное как «эпоха судей», когда еврейский народ управлялся так называемыми героями-судьями вплоть до воцарения Саула (первого еврейского царя теократо-монархического периода, основавшего объединенное Израильское царство во второй половине XI века до н. э.), а библейский Бейт-Шемеш был пограничным городом, вокруг которого в непосредственной близости друг от друга проживали народы, отношения между которыми в силу культурных, этнических и религиозных различий простотой не отличались: аборигены ханаанеи, пришельцы филистимляне и евреи – представители колен Дана и Иегуды. Собственно, именно эти пограничные реалии и отображает цикл историй о Самсоне. Печать Самсона из Бейт-Шемеша, Израиль. Несмотря на то что Самсон происходил из колена Дана, библейский богатырь постоянно наведывался «за границу», всю жизнь, к неудовольствию соотечественников, проявляя повышенный интерес к филистимским женщинам, что в конечном итоге его и погубило. Пришельцы филистимляне, осевшие в конце II тысячелетия до н. э. в приморской части Палестины, происходили с островов Эгейского бассейна, откуда они в составе воинственных «народов моря» переселились сначала в Египет в район к востоку от дельты Нила, а позднее достигли южных границ Ханаана (к тому времени уже завоеванного еврейскими племенами), где к ним присоединилась другая часть их соплеменников, переселившихся сюда уже непосредственно с острова Крит. В Палестине воинственные и деятельные филистимляне (часть ученых полагают, что это могли быть индоевропейские племена) образовали мощный культурно-политический анклав, постоянно практикуя набеги и захват аборигенных ханаанейских поселений, одним из которых и был библейский Бейт-Шемеш. Легенды о Самсоне, собранные в Книге cудей, отображают двойственный характер отношений между евреями и филистимлянами. В условиях царившей в Древней Палестине чересполосицы враждовавших друг с другом мелких городов и государств союзы с евреями, направленные против ханаанеев, были тактически выгодны филистимлянам, осуществлявшим территориальную экспансию. Выгодны они были и евреям, но только до поры до времени, так как эта экспансия затрагивала и их интересы, ведь в конечном итоге более развитые филистимляне начали доминировать в этом регионе и, согласно Библии, даже сумели на сорок лет «поработить» израильтян. Именно так – в терминах «дружбы-ненависти» – описывает отношения израильтян с пришельцами-соседями Книга cудей. Сначала Самсон разрывает молодого льва по дороге на свадебную пирушку с филистимлянами, потом всячески их терроризирует, используя всевозможные подручные средства – лисиц с привязанными факелами, от которых сгорели филистимские поля, челюсть мертвого осла и даже землетрясение, – именно так некоторые ученые трактуют историю про последний подвиг Самсона, обрушившего целый дом на себя и своих врагов. «Когда вы пересекаете границу, то по другую сторону встречаете не только друзей, но и врагов – вы встречаете льва. Легенды о Самсоне – это история контактов и конфликтов на границе, которая была не только политической, но и культурной», – резюмирует второй руководитель раскопок, доктор Цви Ледерман. Только теперь под библейскими легендами, повествующими о тех бурных временах, стоит самая настоящая печать – «печать Самсона», изображающая встречу льва с героем. Источник:www.gazeta.ru




полная версия страницы