Форум » Доска объявлений » Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» » Ответить

Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению»

Епистимия: На сайте Патриархии http://www.patriarchia.ru/db/text/3225677.html Проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» 11 сентября 2013 г. 13:09 Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. На сайтк Богослов.ру Опубликованы пять новых документов Межсоборного присутствия 11 сентября 2013 г. На портале «Богослов.Ru» размещены пять новых документов Межсоборного присутствия. К дискуссии приглашаются все желающие. Первоначальный проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» был подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам приходской жизни и приходской практики. Затем он был существенно отредактирован специальной рабочей группой, состоящей из представителей духовных школ. Далее проект был изучен и изменен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства. Членами комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права создано сразу два проекта документов: «О христианском погребении усопших» и «Упорядочение практики совершения браков (в частности повторных)». Проект «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века» разработан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления. Первоначальный проект «Концепции Русской Православной Церкви по утверждению трезвости и профилактике алкоголизма» подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности. Перед тем как передать документы на отзыв в епархии и опубликовать в средствах массовой коммуникации, проекты рассматривались редакционной комиссией Межсоборного присутствия, председателем которой является Святейший Патриарх Кирилл. Общецерковная дискуссия пройдет в течение двух с половиной месяцев и завершится 20 ноября 2013 года. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим. Проекты документов также размещаются на официальном сайте Межсоборного присутствия и в официальном блоге Межсоборного присутствия. http://www.bogoslov.ru/text/3480988.html

Ответов - 3

Николай Михайлович: Протоиерей Константин Островский: Постоянным прихожанам не обязательно исповедоваться перед каждым причастием Межсоборное присутствие разработало и опубликовало ряд проектов документов, в числе которых — «О подготовке ко Святому Причащению». Подобные документы претендуют на то, что отражают соборное мнение Церкви по важным вопросам её жизни. Сейчас есть возможность обсудить представленные проекты и побудить членов соответствующих комиссий внести в них изменения. Предлагаем вашему вниманию отзыв на проект документа «О подготовке ко Святому Причащению» протоиерея Константина Островского, настоятеля Успенского храма в Красногорске, благочинного церквей Красногорского округа. Документ в целом хороший, я предложил поправку только по одному пункту – писал об этом в епархию и на сайт Учебного комитета. В документе говорится, что причащаться без исповеди по благословению духовника можно только на Светлой седмице. Это в дореволюционной России, когда сложилась традиция причащаться максимум четыре раза в год, такое требование было бы оправданно. Но сегодня мы, слава Богу, возвращаемся к частому, точнее – нормальному, причащению по воскресеньям и праздникам, и мне нередко приходится слышать от постоянных прихожан на исповеди: «Батюшка, не знаю, что говорить». И я их понимаю. В своих грехах мы должны каяться постоянно – это, в частности, имеет в виду апостол Павел, когда говорит: «Непрестанно молитесь» (1 Сол., 5, 17). Только замечаем за собой греховные помыслы – тут же надо попросить у Господа прощения и избавления от них. Но на причастие человеку, который постоянно ходит в храм, часто достаточно просто взять благословение у священника. Обязательно брать благословение, иначе мы соблазним многих нецерковных людей – они станут бездумно подходить к Чаше, как сейчас просто ставят свечки. По-моему, лучше написать так: «Миряне, которые часто исповедуются и причащаются, могут в отдельных случаях (особенно на Страстной и Светлой седмице и в Святые дни от праздника Рождества до праздника Крещения Господня) приступать ко Святому Причащению без предварительной исповеди, но с благословения своего духовника». Нормой должна быть исповедь, но когда человек освоился в правилах, воцерковился, причащается часто, ему не обязательно исповедоваться перед каждым причастием. А если после всех обсуждений Собор примет решение, что исповедоваться обязательно, мне нечего будет ответить людям, которые неделю назад исповедовались и теперь растеряны, не знают, о чем говорить на исповеди. Я человек законопослушный, подчинюсь решению Собора, но уже предвижу, что у меня станет меньше времени на общение с теми, кто действительно нуждается в подробной исповеди, пастырском совете, утешении. Потому что сейчас, допустим, постоянные прихожане, которых я хорошо знаю, часто после всенощной просто подходят ко мне и просят: «Батюшка, благословите завтра причаститься». В случае принятия решения об обязательной исповеди перед причастием им придется выстаивать очередь на исповедь, чтобы получить то же самое благословение. Не думаю, что это полезно. www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Протоиерей Димитрий Моничев: Подготовка к причастию должна быть соотнесена с его периодичностью 9 октября, 2013 • Протоиерей Димитрий Моничев 25 сентября 2013 в помещении Молодежного центра Пятигорской и Черкесской епархии под председательством епископа Феофилакта состоялась очередная пастырская конференция. Темой обсуждения стал проект документа «О подготовке ко Святому Причащению», направленный в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов. Предлагаем вашему вниманию текст выступления протоиерея Димитрия Моничева, штатного клирика Свято-Никольского собора г. Кисловодска, преподавателя теологии Пятигорского Государственного лингвистического университета. Я исхожу из того, что причастие должно происходить достойно. Что значит «достойно»? Когда священник поднимает агнец над святым престолом, он провозглашает «святая святым», возникает недоумение — кто же эти святые, которые будут причащаться? Здесь хор, а через хор и вся Церковь отвечает, что «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца…». То есть, собственно говоря, святых нет. Это очень важно понять, потому что мы должны понять, что мы приходим ко Христу не потому, что мы достойны и здоровы, а потому что мы больны. Это должно быть основой. Протоиерей Димитрий Моничев Очень часто бывает так, что на исповеди говорят: «Вы знаете, я не буду причащаться, потому что я недостоин». Я говорю: «А Вы бываете достойны? У Вас есть такое состояние?». Что значит «достойно», что значит «причаститься»? К сожалению, у нас сложилась такая традиция, что достойно причаститься — это значит прочитать последование ко Святому Причащению, прочитать три канона, быть на вечернем богослужении, три дня поститься и исповедоваться — вот об этом идет речь. На самом деле, такого общего правила нигде нет. Собственно говоря, подготовка к причастию должна быть соотнесена с периодичностью причастия. Все священники прекрасно знают, что будет со священником, если он, скажем, участвуя в Литургии, не причастится. Он будет подвержен очень серьезным прещениям. Может быть, не все знают, что это правило не для священников, это правило вообще для мирян, для всех. В древней Церкви не представлялось возможным остаться на Литургии человеку, который не отлучен, не запрещен, и в то же время не причащаться. Если исходить из этого и из того, что каждый христианин должен по воскресным и праздничным дням быть в Церкви, значит, для не отлученных, не несущих покаяние, не несущих епитимьи какой то, причастие является необходимым. Таким образом, представим себе человека, который решил вдруг жить по правилам Церкви, которые составлены святыми отцами, и которые никто не отменял. Он начинает причащаться каждое воскресенье. Получается, что четверг, пятница и суббота — это постные дни, соответственно с этим правилом достойного причастия. Таким образом, чем же мы отличаемся от католиков, которых мы обвиняем в том, что они держат пост в субботу? Что касается святоотеческих трудов, то там есть разные рекомендации, но я редко встречал у святых отцов, чтобы было написано, что нужно причащаться реже одного раза в неделю. Почему это написано в Катехизисе митрополита Филарета (Дроздова)? Объяснить нетрудно. Нужно просто понять в какой период писался этот Катехизис. Это период сильного отхода от церковных традиций, которые привели известно к каким последствиям. То есть, это период упадка. Митрополит Филарет писал: «Хотя бы раз в месяц причащайтесь». Вообще причащаться нужно каждую неделю. Опять-таки то, что я говорю, это не я предлагаю, это не я придумал, я опираюсь на рекомендации святых отцов, а также священников наших, с которыми приходилось сталкиваться. Мне кажется разумным такой подход — если человек причащается каждую неделю, как это положено, то для него вполне возможно держать уставной пост Церкви, поститься в среду и пятницу, естественно в многодневные посты, и держать евхаристический пост — невкушение пищи и пития с двенадцати часов ночи, а если литургия ночная, тогда 6 часов до причастия. Если человек причащается раз в месяц или раз в два месяца, раз в полгода, то, конечно, тогда можно добавить и каноны, которые мы читаем Господу Богу, Божьей Матери, Ангелу-хранителю. Если он причащается раз в полгода или раз в год, то, может быть, и канонов мало, может, надо еще акафисты к причастию почитать, может, Псалтырь еще нужно почитать. То есть, в зависимости от периодичности. Теперь что касается исповеди. Нужно ли исповедоваться перед причастием? Вы знаете, я, как священник, говорю своим прихожанам, что нужно исповедоваться. Я объясню, почему я так говорю. Потому что мы живем в курортном городе, и многие люди, прогулявшись по парку, зайдя в какое-нибудь заведение, там отдохнув, увидели красивый храм, зашли туда и «почему бы не причаститься»? И причащаются. То есть, у священника единственная возможность разъяснить людям не воцерковленным — это исповедь. Исповедь, всем известно, во всей Церкви, что она была единственной, ее страшно боялись, ждали со страхом, эта исповедь была одна. Когда человек исповедовался, второй раз крестился, уже ни о каких грехах речи быть не могло, серьезных грехах, конечно. Конечно, естественно, это все ушло в прошлое. Я считаю, что сущность исповеди заключена в покаянии. Что такое «покаяние»? Покаяние, если образно объяснить, это операция, которую делает человек над своей душой, это очень болезненная операция. Кто знает, кто раз в жизни покаялся, не исповедовался, а каялся, он знает, о чем идет речь. Это очень больно, это страшно больно. Нужно поменять все свои привычки, весь свой менталитет, все нужно изменить в себе. Да, я могу себя подвергнуть такой операции, я и подвергаю себя. Извините, но подвергать себя такой операции раз в неделю, два раза в неделю — это, конечно, невозможно. В этом случае исповедь превращается просто-напросто в отчет о грехах за определенный период времени. Такая исповедь не только не полезна душе, но и не спасительна и вредна для души человека. Может быть, я опережаю постановления священноначалия, но я дерзаю тем прихожанам, которых я хорошо знаю, подходить ко мне, допустим, перед причастием за благословением, и если у них ничего такого страшного не случилось в жизни, просто причащаться, если они приготовились к этому причастию. Кстати, если это неправильно, то возникает вопрос — почему священники так поступают? Себя-то мы не обидим, для себя-то мы сделали все правильно. Почему нам достаточно исповедоваться раз в пост у духовника, и если что-то случилось чрезвычайное, конечно, придти на какую-то дополнительную исповедь? Так мы причащаемся по два-три раза в неделю и совершенно себя при этом нормально чувствуем. Мое предложение такое. Причастие должно быть достойным, человек к причастию должен, несомненно, готовиться, и причастие должно быть как можно более частым, потому что мы живем во Христе. Наша жизнь в Церкви — это жизнь во Христе, это жизнь в причастии. Не надо думать, что сейчас я недостоин, а через месяц я буду достоин. Еще менее будем достойны, потому что без Господа не можем творить ничего, потому что только благодать нас спасает, а мы только помогаем ей это делать! Исповедоваться я бы рекомендовал пореже. Мне кажется, даже раз в месяц достаточно. Конечно, не нужно устраивать такие ажиотажи, которые бывают на Рождество и на Пасху, когда человек приходил 40 дней постом исповедовался-исповедовался, и тут он не может, бедный, без этой исповеди причаститься, несмотря на благословение настоятеля. Еще про Пасху. Мне очень удивительно, что есть люди, которые думают, что на Пасху не надо причащаться. На Пасху все должны причащаться, более того — есть древнее правило, согласно которому, если мы благочестивые люди, если мы причащаемся каждое воскресенье, то в Светлую Седмицу мы причащаемся каждый день — этого правила никто не отменял, это правило было для новокрещенных. www.pravmir.ru

Николай Михайлович: Протоиерей Серафим Ган: Нельзя оставлять Христа одиноким 10 октября, 2013 • Татьяна Веселкина Продолжаем обсуждение проекта документа «О подготовке ко Святому Причащению», предложенного к дискуссии Межсоборным присутствием. Своими размышлениями делится настоятель Серафимовского храма в г. Си-Клифф (шт. Нью-Йорк, США), секретарь Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви протоиерей Серафим Ган. Протоиерей Серафим Ган Я очень рад, что этот документ был выпущен и что он обсуждается — это очень своевременный документ. Могу поделиться опытом Зарубежной Церкви. У нас были священники, которые закончили дореволюционные духовные академии: Казанскую, Киевскую, Московскую, Питерскую. Я вспоминаю священника своего детства митрофорного протоиерея Григория Кравчину, который служил диаконом в Бресте, а потом в Калифорнии, где я рос. У нас на приходе был старенький кадет, который радовался, когда батюшка разрешал ему причащаться «бесплатно», то есть без исповеди. Как правило, батюшка во время постов, на Святках, на Светлой неделе, в дни больших праздников, следующих друг за другом, разрешал прихожанам, которые постоянно участвуют в литургии, регулярно исповедуются, причащаться без исповеди в течение недели или даже более. Невольно вспоминаю и подобные обычаи Харбинской епархии, где священником служил мой дедушка — отец Ростислав Ган. В Австралии, где оказалось много харбинцев, не только священники, но и прихожане продолжают жить церковной жизнью «по-харбински». Относительно частоты причащения. На мой взгляд, наших постоянных прихожан нужно поощрять чаще причащаться. Невольно вспоминается эпизод из жизни святого Симеона Нового Богослова. Как-то в воскресенье он причастился и направился в свою келью. И вот он, сидя и смотря на свои руки, на свое тело, воскликнул: «Как таинственно, как дивно это тело: оно вмещает Самого Бога! Бог стал человеком, чтобы излить в нашу природу Свою красоту, Свою святость, Свое Божество. И теперь, когда я приобщаюсь Ему через Таинство Причастия, эти руки старческие и это тело становятся руками и телом живого Бога, Который стал живым человеком. И эта келья — такая малая и убогая, становится шире Небес, потому что весь Бог пребывает в ней через присутствие причастника». Я думаю, если человек ищет такой личной встречи с Богом, то никак нельзя его отлучать, но следует поощрять эти искания. А иногда наши требования к мирянам могут явиться препятствием к таковой встрече: мы не можем этого делать, не имеем права. Сам я, священник, человек грешный, причащаюсь каждый раз без исповеди. Конечно, я стараюсь исповедоваться раз в месяц, но, думаю, что этого не достаточно. Если мирянам предлагается исповедоваться каждый раз, то я, тем более, должен так же поступать. И если священник требует от мирян, чтобы они постились несколько дней перед причастием, то и мы точно так же должны готовиться. Иначе как я могу предъявлять требования мирянам, если сам их не выполняю? Могут возразить, что нельзя причащаться недостойно. А кто может с уверенностью сказать, что он достоин? Однако Церковь, приглашая нас к Чаше, говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Это единственное требование со стороны Церкви, чтобы человек подходил со страхом Божиим и с верой, что Бог присутствует в этом Таинстве. А правила даны нам для руководства, они не имеют догматической обязательности. Здесь нужен индивидуальный подход к людям. Для некоторых препятствием бывают требования к говению, в частности, регулярное вычитывание молитвенного правила и канонов. Конечно, это идеал, к которому мы должны стремиться. Но надо видеть, с кем ты имеешь дело. Иногда человек не знает, что такое трехканонник или правило ко причащению. Лучше такому дать одну молитву прочитать, прочувствовать и осмыслить. Как наставлял святитель Феофан Вышенский, что лучше несколько молитв прочитать внимательно, чем все правило в рассеянности. Поэтому, на мой взгляд, при составлении документа надо идти вперед — к отцам, обращаясь и опираясь на труды святителей Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, потому что у них много ценных советов в отношении молитвы и подготовки ко Святому причащению. Мне вспоминается наставление священномученика Серафима (Звездинского), епископа Дмитровского. Он говорил своим священникам: «Вот вы служите, по крайней мере, раз в неделю. Вы с воскресенья до среды благодарите Бога за эту встречу с Ним, храните этого Божественного Гостя в доме души и общайтесь с Ним. А потом — от среды вечера до кануна приступления к Таинству — готовьтесь», то есть в один день читайте канон, потом молитвенное правило. Так человек действительно говеет. Это относится и к священникам. Не каждый может все правило вычитать накануне богослужения: и на приходе занят, и люди ищут общения с батюшкой, и проповедь надо подготовить, и рано утром на проскомидии помянуть паству свою и всех, кто просит молитв. Сам я придерживаюсь такой практики, что разбиваю правило на несколько дней. Помню, была у меня встреча с епископом Афанасием (Евтичем), который после подписания Акта о каноническом общении в 2007 году специально приехал в Нью-Йорк — поблагодарить митрополита Лавра. Я его отвез в Джорданвилль и по дороге мы беседовали. Коснулись и вопроса о причащении, и владыка сказал, что для подготовки к причащению Церковь дает нам суточный круг богослужений. И этого вполне достаточно, чтобы подготовиться надлежащим образом. Я думаю, иногда мы, священники, слишком много берем на себя, когда кого-то отлучаем или говорим, что надо подождать. Помню, как в день моего рукоположения в сан священника отец рассказывал, как у дедушки — о. Ростислава — был в Харбине друг — архимандрит, собрат монастыря, который возглавлял мой двоюродный дедушка владыка Ювеналий (Килин). Этот архимандрит отлучил от причастия одного человека, и на следующее утро, когда он мог бы причаститься, тот человек умер. Монах сильно страдал после этого от угрызения совести. Дедушка его, как мог, поддерживал. Однако, из-за сильных переживаний архимандрит запил и вскоре скончался. Дедушка после этого решил никого не отлучать от причастия. Считал, что полезнее будет давать епитимию, чтобы человек поработал над собой с желанием исправиться. Думаю, нам следует иметь перед собой пример святого Иоанна Предтечи: он готовил людей к пришествию Христа, призывал их к покаянию. Но когда Христос пришел, когда Он начал свое общественное служение, он отошел в тень. Так и мы, когда видим, что Христос действует в жизни человека, должны отходить в тень и давать Богу место действовать, потому что не мы, а Бог спасает людей. Относительно исповеди в пост, праздничные и Святые дни. В Слове Огласительном на Пасху свят. Иоанн Златоуст призывает всех насладиться богатством веры и пиром благости Господа. И там же он говорит: Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. То есть на Светлой Неделе исповедь уже неуместна. Я помню, как старые священники Зарубежной Церкви с амвона говорили: «Вам Церковь дала 40 дней покаяния, а на Страстной неделе надо созерцать Страсти Господа нашего, а Воскресение Христово и Светлая неделя — это уже сплошное ликование, когда надо наслаждаться тем, что Господь для нас совершил». Когда я служил в Австралии, на моем приходе было более 300 семей, и у нас был такой порядок: Великим постом церковники, то есть постоянные прихожане, приходили каяться на 6-й неделе. Я их исповедовал и разрешал причащаться до конца Светлой седмицы, чтобы на Страстной неделе исповедовать всех тех, кто редко бывает в Церкви, и больше уделить им внимания, приобщить Святых Христовых Таин и предложить им причаститься в Великую субботу и на Пасху. Также и перед Рождеством мы совершали вечернее богослужение, все постоянные прихожане исповедовались, а потом приобщались в течение Святок. Вспоминается рассказ — дело было в России до революции — как однажды на Пасху мальчик вошел в храм рано утром, посмотрел по сторонам и говорит: «Храм пустой. Христос один». Вот и мне кажется, что нельзя оставлять Христа одиноким. Все мы грешим, падаем, ошибаемся, но мы являемся чадами Божиим, являемся Его посланниками в этот мир. И где темно, мы должны быть светом, где веры нет, мы должны приносить уверенность, где надежды нет, мы должны быть непобедимой надеждой, а где радости никакой нет, мы должны радоваться, чтобы другие научились радоваться. Для того, чтобы взять на себя такой подвиг, мы должны постоянно приобщаться Богу. Многие из священников говорят, что не могут жить без причастия: неделя проходит без причастия — и уже тяжело. А как наши миряне справляются в тяжелых жизненных условиях без причащения? Поэтому нам надо поощрать верующих как можно чаще участвовать в литургии и приступать к этому Таинству. Но подходить, конечно, со страхом Божиим, благоговейно, с желанием встретиться с Богом и соединиться с Ним. Если это присутствует, тогда можно считать, что человек достойно причастился. Источник: ПРАВОСЛАВИЕ и МИР




полная версия страницы