Форум » Архив » Рассуждение и осуждение » Ответить

Рассуждение и осуждение

Николай Михайлович: - Объясните, как отличить рассуждение от осуждения? - Каждый знает, когда он осуждает человека. Говорящий ощущает в своей душе недоброжелательность, презрение, некоторую неприязнь. А что такое рассуждение? Вот, например, начальнику нужно взять человека на работу для финансовой деятельности. А ему говорят, что этот человек крепко проворовался, и он заключает, что такого брать не нужно. У каждого свои немощи: как хромому нельзя заниматься бегом, так и вору быть бухгалтером. Одно дело, когда мы оцениваем деловые качества человека на службе и вынуждены констатировать, что у него есть те или иные недостатки, чтобы иметь правильный взгляд на возможность работы с ним. Это рассуждение, и оно всегда касается конкретной нацеленности на какой-то предмет. А осуждение сопряжено с болтологией, неприязнью и не имеет никакой цели. Вы должны будете предупредить своего ребенка: «Не водись с тем-то». А осудить – это совсем другое. Вся суть, конечно, в сердце человеческом происходит, и каждый чувствует, когда он рассуждает, а когда осуждает. Рассуждение обусловлено жизненной задачей, осуждение с этим не связано. Можно говорить о человеке с зеленой горечью сердца, а можно – бесстрастно, но нам это очень трудно. Поэтому нужно как можно меньше обсуждать, чтобы не осуждать. Из ответов профессора МДА А.И. Осипова.

Ответов - 5

Танька: Ну, с христианской т.з. осуждение, это осудить человека за грехи. В социальной жизни, в таких примерах которые привел профессор не различают рассуждение от осуждения. Назвать человека вором, это уже осудить его. Грех называется своим именем, но то что человек греховен в организациях это не учитывают. Социальный мир живет не по христианским законам. Проворовался, осудили и назначили в расплату наказание. Я уже и не говорю про хромого, который может быть ни в чем не виноват, но обречен на нищенское существование. Вообще для христианина Конституцией должно являться Евангелие, но руководствоваться им без компромиссов практически всем слабо, в том числе и профессору.

Николай Михайлович: Но мы же в обществе живем,таком неоднородном и неоднозначном,вот и приходится искать компромиссы.Я согласен с Осиповым в том,что осуждение связано с неприязнью.Это один из главных критериев, по которому можно отличить осуждение от рассуждения.

Танька: А неприязнь рождается в сердце... Святые отцы учат грех вообще ненавидеть, но грешника любить. Любить и ненавидеть можно чем?... Что такое бесстрастие, наверно размышлять над этим можно достигнув этого состояния. Тогда - да... незачем будет осуждать и обсуждать, сиди, молчи и молись, а по молитвам Господь все управит. Николай Михайлович, у меня такое впечатление, что профессор запутался в собственной мысли.


Николай Михайлович: Танька Правильное у Вас впечатление.Только не запутался,а заговорился.Слегка заговорил свою же основную мысль.

Константин: Ну, грешника тоже любить можно не всякого. Этак докатимся до того, чтобы террористов из Беслана любить.... типа, они же не виноваты, это грех в них такой. Но детей-то не грех убивал, а выродки совершенно конкретные и поименованные.



полная версия страницы