Форум » Архив » О духовном наставнике » Ответить

О духовном наставнике

Николай Михайлович: О духовном наставнике 25.09.2007 На вопросы отвечает профессор Московской Духовной Академии и Семинарии Алексей Ильич Осипов. - В последнее время среди верующих часто слышатся рекомендации поездок к старцам, как вы относитесь к этому? — Вопрос в высшей степени серьезный. Мы в Евангелии читаем: «Если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф. 15, 14), и это строгое предупреждение. Поэтому у святых Отцов мы находим слова, поразительные для наших современников: «Прежде, нежели ты пожелаешь чьего-то руководства, прежде всего испытай, искуси и узнай его как следует, чтобы тебе не нарваться вместо пастыря на волка и вместо пристани не попасть в пучину»[1]. Прежде чем кому-то поверить, сам испытай и узнай человека. Искуси человека не в смысле лукавства какого-то, а в смысле опытной проверки в многократном общении, вопросах и ответах. Только тогда с полной благонадежностью можешь принимать его советы. Беда, когда говорят: «Вот там – святой», и все ринулись к нему. Когда я спрашиваю: «А вы сами с ним знакомы, вы встречались с ним когда-нибудь?», отвечают: «Нет».— «Так почему же вы туда бежите?» — «А все говорят». Идут не познакомиться с ним, не с тем, чтоб по завету Отцов испытать и узнать. Идут заранее готовые каждое его слово воспринимать как слово Самого Бога, то есть принимают его за оракула. У древних греков и римлян так и было: когда говорил оракул, воспринимали его как божество. И здесь так же, только новоявленный «святой» скажет что-то невнятное, такие пойдут толкования, что подчас диву даешься, насколько искусны в своей мысли внимающие ему люди. Сделаем вывод. Если мы хотим следовать не кому-нибудь, а единственно надежному источнику нашей жизни – Священному Преданию Церкви, которое говорит через святых Отцов, то нужно прежде, нежели придать полное, безукоризненное значение чьим-либо советам, тщательно познакомиться с человеком. И опыт покажет. Если же это сделать трудно, например, не чаще одного раз в год попадешь к иным популярным священникам, тогда Отцы говорят: принимай то, что тебе сказано как совет, а не как послушание, да еще и спроси у другого духовника, что он об этом думает. Беда нашего времени в том, что принимают слово любого священника как истину в последней инстанции. И потом, есть некоторые признаки, по которым мы можем судить, старец перед нами или нет. Например, нужно послушать его проповедь. Однажды мне тоже расхваливали одного человека, и мне довелось быть на трех его проповедях. Они были длиной сорок пять- пятьдесят минут: полный хаос, невозможно понять, о чем он говорит, все бессвязно перемешано. Сравните у святых Отцов — какая ясность мысли, какая четкость разумения! То есть перед нами человек психически неполноценный; преблагочестивейший, искреннейший, но у него в голове все перемешано. Это один из признаков – стоит внимательно послушать проповеди вашего духовника. И вот второй признак, на примере из первых рук. Молодая, вполне светская женщина перенесла скорби и ищет, где бы найти духовного руководителя. Ее послали к одному «старцу». Он ее выслушал и тут же определил судьбу: «Вот тут у нас за занавеской стоят монахини, ты пойдешь с ними, бросай все мирское, иди в монастырь». Она в ужасе сбежала. Светская женщина, в вере ничего не понимает, какое тут монашество? А мнимый старец ее – сразу в монастырь! То есть, когда вы видите, что духовник приказывает, берет на себя миссию прозорливца, решает все ваши жизненные вопросы сразу, моментально – переезжать, бросать работу, разводиться, идти в монастырь. Значит, бежать нужно без оглядки от такого «старца». Конечно, были великие святые прозорливцы, но напомню, что великие святые, например, святой Нил Сорский, никогда от себя сразу не отвечали, если не находили ответа у святых Отцов. Говорили: «Приди потом, через день-два». Святитель Игнатий (Брянчанинов) ссылается на Оптинских старцев – Леонида, Макария, которые никогда сразу не советовали, всегда были очень-очень осторожны. Человек, имеющий правильное духовное устроение, самое большее вам скажет: «Святые Отцы о вашем положении говорят вот так». Или: «Мне видится так, но подумайте, пожалуйста, сами, поговорите об этом еще с кем-нибудь». Если же от духовника следуют приказы бежать в монастырь, жениться, разводиться, то нужно бежать от него без оглядки, потому что это лже-старец. Святые Отцы писали, что трудно найти непрелестного наставника, писали в те времена, которые мы называем цветущими временами христианства. Сегодня мы, ничего не понимая в духовной жизни, столько наделали «старцев», что если бы древние христиане взглянули, они бы ахнули. Итак, в выборе духовника необходима осторожность, трезвость. Святитель Игнатий (Брянчанинов) прямо сказал: «Духоносных наставников в настоящее время нет!» То есть тех, что видят душу человека. И далее святитель делает вывод: «Наше время – это время жизни по совету, а не по послушанию». Уже нет того, что сказали тебе, и ты слепо исполняй. [1]. Преп. Иоанн Лествичник (VI в.): «Когда мы… желаем… вверить спасение наше иному, то еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели» (Лествица. Сл.4, гл. 6). © Расшифровка лекций А. И. Осипова КЦ «Русская неделя» Источник: Русская неделя

Ответов - 17

IrinaDmitrievna: Я вообще не понимаю зачем нужен духовник. Что бы что? имхо, здесь очень велика опасность ведения человека духовником к себе, в большиснтве случаев, вероятно, не осознанно даже. Закладывание в ведомого своих болестей умственных. Чем сам болеет, тем и ведомого инфицирует почти насмерть. Мало кто может вести к Тому, Которого знает, любит и служит Которому. И вести так, что бы об нем не скучать и не тянуться в ежедневности и не пытаться его приватизировать. Мало таких, очень-очень мало. Тех, которые своей верой тебя уберегают от греха, глядя на которых видишь Бога в человеке реально, и не обожествляешь человека. И неодолимо хочешь быть с тем Богом, Которому этот человек служит по любви.

иеромонах Геннадий: Полностью согласен с проф. Осиповым. Младостарчество, это беда нашей Церкви. Сколько поломанных судеб, разбитых семей оно наплодило. Особенно процветало оно в 90х годах, тогда даже Святейший патриарх и синод делали специальное заявление по этому поводу. Ведь, что скрывать, сколько неофитов было рукоположенно в конце 80х - начале 90х годов. И многие несмогли устоять перед соблазном полученной духовной власти. Но духовник человеку все же нужен, только, правильно - не надо его обожествлять.

no-no-no: Здесь я тоже с Осиповым согласен. Только Осипов не до конца договаривает... В частности он не договаривает, что "старцеборчесво" он использует исключительно против своих оппонентов. Которые еще те умники... Короче - добивает остатки сопротивления... Впрочем - какая разница. Принципиально Осипов с Карелиным неотличимы...


Inkvizitor: позволю не совсем себе согласиться, новоначальному духовник нужен, ибо только он может помочь научиться молитвам и праведной жизни, и т. д. а когда уже все познал, то он становится не нужен.

иеромонах Геннадий: Inkvizitor пишет:когда уже все познал, то он становится не нужен. позволю еще раз не согласиться. Христианину, любому, нужен духовник, хотя бы по той простой причине, что познать все в духовной жизни - невозможно.

Inkvizitor: иеромонах Геннадий пишет: позволю еще раз не согласиться. Христианину, любому, нужен духовник, хотя бы по той простой причине, что познать все в духовной жизни - невозможно. может быть и не возможно, с этим я согласен. даже всю математику познать нельзя, а религию уж и подавно. хотя, порой нужен человек, которому тролько можно поведать свои мысли таыйные, и священник для того то, что нужно.

IrinaDmitrievna: новоначальный так вляпается... что староконечному и в страшном сне не снилось... тем более праведнику

Танька: А мне повезло.. Нет я умею думать и расщеплять, зачастую даже ругаюсь. Но мне до них так далеко... Ой, не знаю что имеет ввиду профессор, мне такие люди не встречались. По разному, и по другому, но и это говорит, что они не Бог, они сами Бога ищут. Важное что - открытость, а это большая редкость.

Николай Михайлович: То,что духовное руководство нужно,никто не отрицает.Вот формы этого духовного руководства могут быть,или должны быть,различные.Только не надо вводить это в обязанность каждому православному(т.е.иметь духовника) и устанавливать жесткие ограничения формы и содержания такого руководства.Я не говорю о духовном руководстве в монастырях,там другие условия и другой тип отношений.

Танька: Николай Михайлович пишет: Только не надо вводить это в обязанность... Мда... люди годами молятся, что бы встретить... какая же может быть обязанность. Хороший духовник, это тоже дар Божий.

Inkvizitor: Танька только ту один вопрос: когда дар этот свалится, может за день пред смертью, может вообще никогда, а может с того момента, как человек начал говорить и понимать? вот в чем вопрос

Танька: Inkvizitor пишет: когда дар этот свалится... Наверно когда человек будет готов к этой встрече... Господь во спасение все посылает.

Николай Михайлович: Танька пишет: Мда... люди годами молятся, что бы встретить... какая же может быть обязанность. Обязанность - это когда декретом "сверху" вводят.Конечно такое развитие событий маловероятно,но тем не менее возможно.Именно это я имел ввиду,когда писал об обязанности.

Дмитрий: Николай Михайлович пишет: Обязанность - это когда декретом "сверху" вводят. Так, а без этого декрета не получится. Всё Небесная Канцелярия решает.

Николай Михайлович: Дмитрий Не понял Вашу мысль.Под "декретом сверху" я имел ввиду аналогию с обязанностью ежегодного причащения православных в Российской империи,под угрозой административного наказания,что имело место в дореволюционный период.

Танька: Упаси Господь.

Николай Михайлович: В Рунете открылся сайт, посвященный проблеме духовничества 11.10.2007 Новый сайт Духовник.ру полностью посвящен теме духовничества. По заявлению его создателей, он представляет собой наиболее полное в Интернете собрание материалов авторитетных священников, посвященное темам выбора духовника и правильного общения с ним. На актуальные для многих верующих вопросы подобраны ответы из святоотеческого наследия и сочинений современных авторитетных духовников, таких как архимандрит Иоанн (Крестьянкин), игумен Пётр (Мещеринов), епископ Иларион (Алфеев). Особое внимание на сайте уделено теме младостарчества как наиболее опасного искажения церковных традиций духовного руководства. Новостная лента пока не содержит информации, а наполнение сайта представляет собой републикацию материалов из других источиков. По материалам: Седмица. Ру Источник: РЕЛИГИЯ и СМИ



полная версия страницы