Форум » Архив » 17 июля - День памяти царственных страстотерпцев » Ответить

17 июля - День памяти царственных страстотерпцев

Николай Михайлович: Из доклада митрополита Ювеналия о канонизации царственных страстотерпцев Будущий Император Николай II Романов родился 6(19) мая 1868 г. Отец его Александр III дал сыну полувоенное строгое воспитание, у Цесаревича навсегда сложилась привычка к скромному быту, простой пище и усердным занятиям. Мальчик рос в атмосфере православного благочестия, и с раннего детства ему присуще было глубокое религиозное чувство. Знавшие его передают, что Царственный ребенок, слыша рассказы о Страстях Спасителя, всей душой сострадал Ему и даже размышлял, как бы спасти Его от иудеев. В 1894 г., после смерти отца, Николай Александрович вступил на Российский Престол и в том же году женился на Гессенской принцессе Аликс, которая получила в Святом Крещении имя Александра Федоровна. Коронационные торжества были омрачены несколькими случайными трагедиями, которые в народе воспринимались как зловещие предзнаменования. У Царственной Четы родилось пятеро детей: дочери Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и сын - наследник Алексей. Своих детей Государь воспитывал так же, как был воспитан сам - в духе православной веры и народных традиций: всей Семьей часто посещали Богослужения, говели. Императрица Александра, родившаяся в лютеранстве, как и сестра ее - преподобномученица Елизавета, всей душой восприняла Православие и благочестием выделялась даже среди русских людей. Она любила долгие, чинные уставные службы, за ходом богослужения всегда следила по книгам. Неудивительно, что легкомысленное придворное общество почитало ее ханжой и святошей. Государь активно участвовал в церковной жизни, гораздо больше, чем его предшественники: в царствование Николая II по России и за рубежом было открыто 250 монастырей и более 10 тысяч церквей. За время его правления было прославлено больше святых, чем за прежние 2 века. При этом, Император должен был проявить особую настойчивость, добиваясь канонизации столь почитаемых ныне Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Иоанна Тобольского. Высоко чтил Николай II св. Иоанна Кронштадтского, а праведный Иоанн нередко призывал народ стоять за своего Царя, предсказывая, что иначе Господь отнимет Царя у России и попустит ей правителей, которые всю землю зальют кровью. Глубокая искренняя вера Царя сближала его с простым народом. Впрочем, покровительствовал Государь и другим религиям, поэтому любили его не только православные; например, личную охрану Императора составляли кавказцы-мусульмане. Иногда веротерпимость Царя даже шла против интересов Православной Церкви. К Царскому служению Государь относился как к своему священному долу. Образцом политика для него был царь Алексей Михайлович - одновременно реформатор и бережный хранитель национальной традиций и веры. В государственных делах Николай II исходил из религиозно-нравственных убеждений. По его инициативе заключены знаменитые Гаагские конвенции о гуманном ведении войны, а вот его предложение о всеобщем разоружении остались непонятыми. С начала первой мировой войны Государь все время был со своей армией, лично руководил, хотя и не всегда удачно, военными действиями, много общался с солдатами. Императрица с дочерьми стали сестрами милосердия и ухаживали за ранеными. Личное участие царской фамилии в подвиге войны помогало и народу терпеливо нести этот подвиг. Однако, прозападная интеллигенция, уже до войны отпавшая от народных традиций и веры, теперь, воспользовавшись трудностями военного времени, активизировала свою деятельность православия и монархии. Несомненно, что Николай II совершал значительные просчеты во внешней и внутренней политике, он глубоко переживал их и в несчастьях Отечества был склонен видеть свою личную вину. К весне 1917 года в царском окружении созрел заговор по устранению от власти Николая II. 2 марта, преданный ближайшими людьми, Государь вынужден был подписать Отречение от Престола в пользу своего брата Михаила. "Я не хочу чтобы хотя бы одна капля русской крови пролилась за меня", - сказал Николай Александрович. Великий князь Михаил отказался принять корону, и монархия в России пала. Бывший император и его Семья были арестованы Временным правительством. Государь Николай Александрович родился в день памяти Иова Многострадального и часто повторял, что это совпадение не случайно: Государь, по свидетельству многих, предчувствовал те несчастья, которые выпадут на его долю, и в последний год своей жизни Николай II безропотным перенесением скорбей действительно уподобился древнему праведнику. Вместе с Государем тот же крест несли и все члены его Семьи. Оказавшись под стражей, они подвергались непрестанным унижениям издевательствам, охранникам доставляла удовольствие власть над бывшим Самодержцем. Особенно тяжелое время переживали царственные узники, попав в руки большевиков. Вместе с тем, они держались с неизменным спокойствием и беззлобием, казалось, они вовсе нечувствительны к притеснениям и оскорблениям. Самые жестокосердые конвоиры, столкнувшись с кротостью бывшего Царя и его Семьи, вскоре проникались к ним сочувствием, и потому начальству приходилось часто менять охрану. В заточении императорская Семья не оставляла молитву, чтение Священного Писания. По воспоминаниям палачей, узники поражали всех своей религиозностью. Духовник, допущенный исповедывать их, свидетельствует об удивительной нравственной высоте, на которой находились эти страдальцы, в особенности дети, как будто совершенно чуждые всякой земной грязи. По дневникам и письмам царской Семьи видно, что более всего страданий доставляли им не собственные их несчастья, например постоянные болезни детей, а судьба гибнущей на глазах России. Внешне спокойный, Государь писал: "Лучшее время для меня ночь, когда могу хоть немного забыться". 26 апреля 1918 года царскую Семью перевозят в Екатеринбург в дом инженера Ипатьева, так как большевики опасались, что узников освободит наступающая Белая армия. Ужесточается режим: запрещаются прогулки, двери в комнаты не закрывались - охрана могла войти в любой момент. 16 июля из Москвы была получена шифрограмма, содержавшая приказ казнить Романовых. В ночь с 16 на 17 июля узников спустили в подвал под предлогом скорого переезда, затем внезапно появились солдаты с винтовками, был поспешно зачитан "приговор", и тут же охрана открыла огонь. Стрельба была беспорядочной - солдатам перед этим выдали водку - поэтому святых мучеников добивали штыками. Вместе с царской Семьей погибли слуги: врач Евгений Боткин, фрейлина Анна Демидова, повар Иван Харитонов и лакей Трупп, до конца сохранившие им верность. После расстрела тела отвезли за город на заброшенную шахту в урочище Ганина яма, где их долго уничтожали с помощью серной кислоты бензина и гранат. Существует мнение, что убийство было ритуальным, о чем свидетельствуют надписи на стенах комнаты где страстотерпцы приняли смерть. Дом Ипатьева в 70-е годы был взорван. Во все время советской власти на память святого царя Николая изливалась неистовая хула, тем не менее, многие в народе, особенно в эмиграции, с самого момента его гибели почитали царя-мученика. Бесчисленные свидетельства о чудесной помощи по молитвам к Семье последнего российского Самодержца; народное почитание царственных мучеников в последние годы двадцатого столетия стало настолько широким, что в августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной Церкви Государь Николай Александрович, Государыня Александра Федоровна и их дети Алексей, Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия причислены к лику святых страстотерпцев. Память их совершается в день их мученической кончины - 17 июля. Страстотерпец - наименование христианских мучеников. В принципе это наименование может прилагаться ко всем мученикам, претерпевшим страдание (страсть, лат. passio) во имя Христово. Преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые претерпевали страдания и смерть с христианской кротостью, терпением и смирением и в их мученической кончине был явлен побеждающий зло свет Христовой веры. Нередко святые страстотерпцы принимали мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчеркивается особый характер их подвига - беззлобие и непротивление врагам. Так, в частности, нередко именуются св. мученики Борис и Глеб, св. Димитрий Царевич.

Ответов - 24

mgr_Andrew: Страстотерпец это есть наименование, которое прилагается к тем, кто терпел из-за своего положения. Общественного положения. Государь? Это "верноподданическое"))) У Бога нет ни царя ни князя... Все равны!

Николай Михайлович: mgr_Andrew Ну это к Синоду...

Константин: Вот до сих пор не могу понять - за что Николай Второй был канонизирован? Ведь он, говоря по правде, царем был никуда не годным, хотя и очень хорошим человеком - ну не способен он был к профессии царя! Все современники его это подтверждают. Как сказал генерал Драгомиров, который обучал Николая Второго военному делу, когда тот был еще цесаревичем: "СИДЕТЬ на престоле может; СТОЯТЬ во главе России не способен"...


Владимир: Константин пишет: Вот до сих пор не могу понять - за что Николай Второй был канонизирован? Ведь он, говоря по правде, царем был никуда не годным, хотя и очень хорошим человеком - ну не способен он был к профессии царя! Это по нашему человеческому рассуждению мы не можем вместить - почему, за что, отчего? Конечно, у каждого из нас есть свои слабости, недостатки, есть свои таланты и способности. Но ведь Бог знает каждого и у Него случайного и непредвиденного не бывает. У царя Николая были слабости, ну и что, разве Господь избирает только сильных и исключительно способных и разве по этому принципу человеку вменяется праведность и святость? Помните, что сказал Господь обращаясь к Отцу - благодарю Тебя Отче, Господи неба и земли, что ты утаил сие от сильных и мудрых и открыл то младенцам....Вера, багочестие, послушание Богу, верность Ему духом своим, чистота сердца - вот что главное. Да и если бы и были какие грехи - у кого их нет, то за верность и терпение, за перенесение страданий, за добровольное отречение от власти ради того, чтобы не пролилась кровь (и не его вина, что пролилась, хотя могу предположить, что будут возражать), за незлобие и не желание мести (а я думаю, что это так и было в последние дни царской семьи) Господь простил все согрешения их и прославил их как страстотерпцев.

Константин: Тогда уж куда более достоин прославления Никола Тесла. Он создал небывалое оружие, равного которому до сих пор нет... и он же сам его уничтожил из любви к человечеству, чтобы люди друг друга не поубивали полностью. Достойно прославления, думаю...

Николай Михайлович: Константин Хотите понять,почитайте дневники и поймете.

Владимир: Константин пишет: Тогда уж куда более достоин прославления Никола Тесла. Он создал небывалое оружие, равного которому до сих пор нет... и он же сам его уничтожил из любви к человечеству, чтобы люди друг друга не поубивали полностью. Достойно прославления, думаю... Похвалы и благодарности Никола Тесла вполне достоин, но ведь не по этим только критериям человеку вменяется праведность и святость. Канонизация того или иного человека - это долгий и кропотливый труд Синода, рассмотрение обстоятельств и образа жизни, веры и наверное, многого другого. Вот скажем разбойник, распятый на кресте вместе с Господом - с человеческой точки зрения - он никак не может быть святым - устроил мятеж, убил человека, и вдруг святой? Но ведь он искренне раскаялся и исповедал Господа и Господь простил его, омыл его грехи и даровал святость, иначе бы он не мог бы оказаться в Раю...Так что у нас с Богом часто расходятся мнения и по вопросу кого простить и прославить, а кого наказать и осудить, кто достоин, а кто нет....

no-no-no: Владимир пишет: Канонизация того или иного человека - это долгий и кропотливый труд Синода Аж вспотел Синод наш, трудимшись.

Константин: Все же думаю, что человек, сознательно уничтоживший из любви к людям труд всей жизни, больше достоин прославления, чем безвольный человек, всю жизнь плывший по течению, и неспособный на поступки. Кстати, тут как раз и уместна аналогия с разбойником - Тесла уничтожил свою башню один раз, но этим он сделал больше, чем Николай Второй всей своей жизнью - Тесла дал людям возможность жить в мире. Кстати - в личной жизни Тесла больше нас всех приблизился к тому, что называется святостью - ему просто некогда было грешить, он всю жизнь только работал.

no-no-no: Константин пишет: Тесла уничтожил свою башню один раз Гоголь тоже спалил свое творение. И между прочим - убойное. Похлеще любой башни.

Константин: я о том же. Человек, способный из любви к людям уничтожить то, над чем всю жизнь работал, более достоин, на мой взгляд, прославления, чем человек, всю жизнь занимавший не свое место. А аналогия с Гоголем не совсем уместна - сколько известно, башня Теслы обладала такой разрушительной силой, что несколько таких башен просто могли уничтожить весь земной шар вместе с человечеством

Николай Михайлович: Константин пишет: более достоин, на мой взгляд, прославления, Слава Богу,что прославление происходит не по нашим мирским пристрастиям.Уж мы бы прославили... А царственные мученики достойны канонизации уже за безропотное ношение Креста,возложенного на них Господом. Мы и в житейских мелочах начинаем роптать и отчаиваться.А уж перенести столько,сколько претерпел Николай II c семьёй,и при этом молиться за врагов своих...

Константин: По-моему, как раз Николай Второй забыл, что корону только с головой теряли всегда и во все времена. И попытка отречься его голову не спасла.

no-no-no: Константин пишет: По-моему, как раз Николай Второй забыл, что корону только с головой теряли всегда и во все времена. И попытка отречься его голову не спасла. Нет, ну вот зря Вы так. Правитель Николай второй был скверный, не больно какой умный, но смерть принял мученическую и принял достойно. И перед смертью вел себя достойно. Там трагедия произошла, детишек сколько постреляли, женщины ни за что были убиты. Это доказывает, что Николая не за личность его убили, а за принадлежность к власти. Что снимает с него много грехов. Детишки его грехи с него сняли царские. Поэтому вполне оправдана канонизация всей семьи, как страстотерпцев. Я б не стал канонизировать по другим причинам - временным. Но это уж моя персоналка... Да, правил император плохо и бездарно, но уж как правил, так правил... Но еще раз хочу добавить, что убивали его не как правителя, а как смирившегося правителя. А убийство смиренного человека не есть вульгарное политическое убийство. Убивали тут от обычного собачьего восторга. Даже если принять во внимание, что убивали некий символ власти, то и здесь мы можем увидеть очевидную неполитическую подоплеку. Потому как так уж трагична и страшна наша история, но эта бесовская ухмылка Ивана 4 заразила Россию навсегда. И все это сращивание Церкви и государства, как тонкая демоническая работа обернулась не одной попорченной власти боком... "Символов", как остаточного материала этого сращивания, оказалось слишком много. По сути "символом" стал любой дьякон и учитель. И убивали всех без разбору. Это не человеческая - бесовская работа. И работаться она начала загодя. С опричнины...

Константин: Совершенно с Вами согласен! только не могу понять, почему именно Николай Второй с семьей канонизации удостоились. И во время гражданской войны, и после нее было очень много детей и их родителей, которые не менее мученическую смерть приняли, а то и более. Пуля в голову намного милосерднее голодной смерти, а если вспомнить Поволжье...

no-no-no: Константин пишет: Совершенно с Вами согласен! только не могу понять, почему именно Николай Второй с семьей канонизации удостоились. И во время гражданской войны, и после нее было очень много детей и их родителей, которые не менее мученическую смерть приняли, а то и более. Пуля в голову намного милосерднее голодной смерти, а если вспомнить Поволжье... Да, канонизация прошла с помпой и под давлением, что занизило глубину трагедии тех времен. Поэтому я считаю, что могли повременить. Однако, количество мучеников столь велико, и по именам тоже, что всех принято поминать общо. Вообще - канонизировали многих, и до сих пор канонизируют.

no-no-no: Константин пишет: башня Теслы обладала такой разрушительной силой, что несколько таких башен просто могли уничтожить весь земной шар вместе с человечеством Я вообще то - реалист. Количество энергии, которое способно уничтожить не то что человечество, но и хотя б зримый кусок пространства, должно откуда то взяться.

Константин: Тесла как-то умел аккумулировать космическую энергию, а его башня была только ее концентратором. Как это делалось - никто, слава Богу, не знает, и узнает (если узнает) не скоро.

no-no-no: Константин пишет: Тесла как-то умел аккумулировать космическую энергию, а его башня была только ее концентратором. Вот это меня и смущает. Космическая энергия - слишком обобщенное название. Все эти энергии доходят до Земли, раз их можно аккумулировать. Мне кажется, что было, может , теоретическое обоснование предпологаемых энергий. Технологический прогресс за всю историю не имел разрывов. Если данное открытие технологично, то вопрос двух-трез лет, чтобы оно не повторилось. Если не технологично, то речь идет о предпологаемом, но не факт, что существующем.

Вольный стрелок: Константин пишет: Тесла как-то умел аккумулировать космическую энергию, а его башня была только ее концентратором. Как это делалось - никто, слава Богу, не знает, и узнает (если узнает) не скоро А вот тут Вы не совсем правы. Трансформатор Теслы известен и используется давно. Башня Теслы была, скорее всего, тем же трансформатором, только большим. Аккумулятор космической энергии - это из той же области, что и торсионные поля и история по-Фоменковски. Приписываемые башне Теслы страшилки - не более чем мифы, в которые верит народ, прогуливавший уроки физики в школе.

no-no-no: Вольный стрелок пишет: Аккумулятор космической энергии - это из той же области, что и торсионные поля и история по-Фоменковски. Вот и мне думается, что это фантастика. Слишком нереалистично.

Константин: К счастью, это знал только сам Тесла. Если это фантастика - то и слава Богу, можем спать спокойно хоть относительно. А если реальность - дело хуже. Кто знает, к кому в руки это может попасть в следующий раз.

Рулетка: М.б., за праведность ит стойкое терпение скорбей? М.б. за чудестную помощь от царской семьи уже после их смерти? Ведь царь он и есть царь, всегда на виду. Поэтому его и проще канонизировать, собрав документы, свидетельства и т.д., чем какую- нибудь праведную бабулечку из деревни Яблоково. Хотя бабуля у Бога в том же почете окажется, как и царская семья. Но я не читала подробно об основаниях для прославления ЦС, это лишь мои домыслы. А то, что он не справлялся со своей "профессией" не повод для отказа в прославлении. Бог видел усердие, но Он сам дал Николаю характер "невластелина".

Николай Михайлович: Именно Николай II с семьёй показали нам пример истинного,не показного благочестия.В отличие от того же Ивана Грозного,который часами мог стоять на молитве,а в перерывах заниматься пытками.



полная версия страницы