Форум » Архив » Православие как соблазн » Ответить

Православие как соблазн

IrinaDmitrievna: Православие как соблазн Перевод с новогреческого Владимира Телиженко В период общественных и церковных соблазнов и искушений Церковью был отмечен праздник Торжества Православия. В последнее время разные люди пытаются анализировать православную веру и жизнь, и некоторые из них представляют Православие как религию или своего рода совершенную религиозную идеологию, которая может помочь современному человеку: по сути, чтобы он еще больше закрылся в своей индивидуальности. Надо сказать, что то же самое делают все религиозные идеологии и все религиозные секты. В конце концов, Православная Церковь – это соблазн, особенно для современного человека, который хочет использовать любую идеологию, даже религиозную, в корыстных и утилитарных целях. Греческое слово соблазн, или скандал, этимологически намекает на силки и западню, которые готовит какой-то враг. Кроме того, это слово означает искушение, препятствие. В этом смысле Православие является соблазном для тех, кто не знает его внутренней глубины и его внутренней полноты: оно есть и все время становится силками, западней, помехой и камнем преткновения. *** Православие – соблазн для тех, кто под влиянием религиозной и мистической традиции Востока ставит его в один ряд с другими религиями, стараясь получить для себя выгоды религиозного или духовного характера, и игнорирует то, что речь идет не о религии, а о Церкви, Богочеловеческом общении, которое избавляет человека от болезни Религии. Православие – соблазн для тех, кто под влиянием католической схоластики и протестантского морализма считают, что Православие тоже предлагает философско-идеологические истины и систему морали для некой в условном смысле слова «счастливой» жизни, и игнорирует то, что Православие проникает и исцеляет саму суть человеческой личности. Православие – соблазн для тех, кто видит его через призму западной метафизики, «феодального» образа мысли, и поэтому борется с ним, как это делали просветители, романтики и модернисты, игнорируя, однако, то, что Православие – антиметафизично по своей сути и находится по другую сторону «феодального мировоззрения». Поэтому Православие и не беспокоят стрелы разных западноевропейских течений, и в недрах Православия никогда не рождались подобные враждебные ему течения. Православие – соблазн для тех, кто хочет перенести в него свои страсти, особенно тщеславие, сладострастие и сребролюбие, и использовать его в социальных и политических целях, забывая, что суть Православного Предания – это претворение самолюбия в боголюбие и человеколюбие. Православие – соблазн для тех, кто использует его для созидания своеобразных «духовенств» и «епископатов» и пренебрегает тем, что Православной Церкви чужды все те системы, которые говорят о господстве клира или народа. Православие – соблазн для тех, кто считает его группкой благочестивых людей, не зная, что группы кафаров («чистых»), начиная от манихейства и заканчивая огромным количеством религиозных движений Средних веков, не имеют никакого отношения к Православной Церкви, которая есть место искренне кающихся, не преследующих корысти или личной выгоды. Православие – соблазн для тех, кто хочет видеть в нем опору национализма и капитализма, игнорируя то, что Православная Церковь – вселенская, и один из главных ее признаков – любовь к человеку, в каком бы месте, в какой бы стране он ни находился, а особенно любовь к человеку страждущему и измученному любой тиранической властью. Православие – соблазн для тех, кто считает его юридическим лицом общественного права и придатком государственных или социальных учреждений или глашатаем разных политических образований, пусть и необходимых в демократическом обществе. Такие люди не принимают во внимание то, что Церковь обнимает всех людей, к каким бы партиям они ни принадлежали, как наседка укрывает всех своих птенцов, независимо от их цвета . Православие – соблазн для тех, кто ищет в нем разного рода и степени соблазны и скандалы, потому что соблазн самого Православия – это то, что оно любит всех и не считает других своими врагами. У Православия нет врагов. *** Кто смотрит на Православную Церковь через такие деформированные стекла, соблазняется им. По сути, Православная Церковь – соблазн в том же смысле, в каком смысле может стать соблазном солнце, которое принадлежит всем, всех освещает и греет, но никто не может присвоить его и смотреть на него открытым взглядом, ибо ослепнет. Кто хочет познать свет и тепло Православия, может прочитать тексты святого Симеона Нового Богослова и святого Григория Паламы, или прекрасную книгу Владимира Лосского «Мистическое богословие Восточной Церкви». Если же нет времени и возможности читать такие книги, можно познакомиться с известной книгой «Отечник», или «Патерик». Стоит также прочитать книги Достоевского и Пападиамантиса. В них можно найти смиренных выразителей Православного Предания, увидеть людей, воспевающих «песнь Божию», которые скромно, без фанфаронства, ханжества и театральности живут в Церковной ограде, каются и воспринимают Православную Церковь не как место философствования и не как социальную или моральную систему, а как общество смиренных и освящающихся людей, как духовную врачебницу, подающую елей и вино, чтобы исцелить человеческие раны. Это можно было увидеть в отце Паисии(1), в старце Порфирии(2), в старце Иакове(3), в отце Ефреме(4), в отце Софронии(5). Православная Церковь – жизнь для них всех, но соблазн – для самонадеянных, «религиозных», для ханжей, для всякого рода «чистых», «истинных», для «пользователей» и «добытчиков», а также для тех, кто хочет превратить Православие в социальную, моральную и политическую систему – именно потому, что никакое государство не может стать и быть Христианским, и, тем более, не может стать православным. И там, где предпринимались такие попытки, – человек потерпел неудачу. Это настоящие соблазны для Церкви. И люди, которые неправильно относятся к Православной Церкви, – либо соблазненные, либо соблазнители. Но и они становятся объектом ее любви и ее заботы, потому что Церковь – мать, а не учение, Врачебница, исцеляющая раны, а не система, загоняющая в угол и убивающая безличными идеологиями. Православная Церковь – «место», где слышатся и переживаются, как сказал бы святой Симеон Новый Богослов, «божественной любви (ερώτων) гимны». Для того, кто может выдержать. Для других – Православие соблазн и безумие. Ierotheos, Metropolitan of Nafpaktos Митрополит Навпакта и Святого Власия

Ответов - 109, стр: 1 2 3 All

Let: Интересная статья. Против иллюзий. Думаю, что полезно будет многим прочесть ее. Хотя кому-то наверняка она не понравится.

Владимир: Очень интересная статья. Удивительно четко выражены все противоречия, возникающие в миру по отношении к Православию. Это статью стоит перечитать несколько раз и хорошенько осмыслить....

IrinaDmitrievna: Владимир В статье так же и наши внутренние противоречия указаны... это вызывает больше всего криков и нареканий обычно.


Владимир: IrinaDmitrievna пишет: В статье так же и наши внутренние противоречия указаны... это вызывает больше всего криков и нареканий обычно. Во мне эта статья не вызывает противоречий, есть интересные моменты, на которые я просто не обращал внимания, или не до конца осознавал. А так все верно, эта статья актуальна как для внешних, так и для "внутренних" т.е. называющих себя христианами.

Евгения: Полезная статья, все хорошо и правильно написано. Очень своевременно ее прочитать. А почему она вызывает нарекания и крики?

Marek: Интересно,но мы католикы смотрим на православие из болшим почтением и из любвой в сердцу...

IrinaDmitrievna: Marek эх, Марек, кабы все католики так...как Вы

игумен Роман: Marek Я тоже: смотрю на католичество с большим почтением и с любовью в сердце...

IrinaDmitrievna: игумен Роман на католичество или на католиков?

Marek: Привет у нас хороший марианский магазин Свет и здес писали о интересном маронитском святом Харбеле из Лебанона...знаете,пуст он много чудес сделал в России

Marek: :)) Ирина Дмитриевна 88% ,везде дуряк найдётся

игумен Роман: IrinaDmitrievna Я отвечал Marek, а потому - стремился быть понятным, в первую очередь, ему... Но если на то пошло... пожалуйста... : Я действительно отношусь с большим почтением, к католичеству. (Сформировать собственное отношение к католикам - просто не имел возможности...)

Marek: спосибо,понимаю...будет хорошо как в будуще слиемся во свете Господина....

Odd: Остается только вспомнить, как католики и православные смотрят на протестантов

IrinaDmitrievna: Лен, смотреть на протестантов и протестантизм следует по-разному

no-no-no: игумен Роман пишет: Я тоже: смотрю на католичество с большим почтением и с любовью в сердце. IrinaDmitrievna пишет: игумен Роман на католичество или на католиков? IrinaDmitrievna пишет: смотреть на протестантов и протестантизм следует по-разному Недопонял мысль: а что католики и католицизм - это небо - и - земля? И как смотреть "по разному"?

игумен Роман: Хана... "попали" Вы IrinaDmitrievna... На эту "тему"... no-no-no - мёдом не корми... (А, кто-то - замучается сообщения удалять... )

IrinaDmitrievna: игумен Роман гыгы, отче, у меня в новокураевском форуме 1500 постингов на эту тему... утомилась даже как-то "А сейчас я займусь вашим воспитанием," сказала бабушка удава. "Знаете ," сказал слоненок,"мы вообще очень хорошо питаемся"(с)

Николай Михайлович: Очень хорошо и правильно все написано. IrinaDmitrievna это только отрывок или вся статья?

IrinaDmitrievna: Николай Михайлович Эта статья отсюда: http://www.myriobiblos.gr/texts/russian/index_rus.htm Там есть еще интересные переводы и других греческих авторов.

no-no-no: Констатируем : статья вызвала всеобщее единодушие.

игумен Роман: Хех... а у меня с "единодушием" - опять проблемы... Чего там написали в статье... я, собственно говоря, так и не понял... (Не для моего убогого умишки, сии тонкости...) Но, не знаю почему, в голову назойливо стала лезть одна "фразочка"... Служившая замечательной подпоркой идеологии "советской" эпохи... : "У нас своя, особенная гордость..." © (Впрочем, мне не понять и: отчего весь мир, до сих пор, продолжает шарахаться от "русского медведя"... Предпочитая НАТО... нашим, широко и искренне распахнутым объятиям...)

IrinaDmitrievna: игумен Роман отче, а зачем Вам весь мир?

игумен Роман: Дык... от того, что - "сам дурак" ©... (Во избежание недоразумений, повторяю: согласно контекста, дурак - я!)

IrinaDmitrievna: игумен Роман (Во избежание недоразумений, повторяю: согласно контекста, дурак - я!)Нивапрос

no-no-no: У ей особенная стать.. - это Фет

Евгения: no-no-no пишет: У ей особенная стать.. - это Фет Ой, а я думала, что Тютчев...

IrinaDmitrievna: Во, хоть тема для дискуссии появилась. Да очень просто, имхо. У меня есть знакомые протестанты и католики, замечательные люди, среди единоверцев таких не часто встретишь. При этом я себе четко отдаю отчет в том, что КЦ и протестантские деноминации - пространство внецерковное, как это ни печально.

no-no-no: Модераторам!!!! и всем, всем, всем!!!!! - немедленно удалить рекламу меда!!!!

Let: no-no-no пишет: Модераторам!!!! и всем, всем, всем!!!!! - немедленно удалить рекламу меда!!!! Nо, у меня настроение прежнее, прошу даже в шутку не регламентировать мои модераторские обязанности. У меня чувство юмора за последнее время притупилось, прошу учесть.

no-no-no: Да, я уже в маразм впадаю. Недавно доказывал, что "люблю грозу.." это - Пушкин...

Евгения: no-no-no пишет: Недавно доказывал, что "люблю грозу.." это - Пушкин... Главное - что доказали, значит так оно и есть

no-no-no: Нет... я не доказал, я доказывал.

игумен Роман: "Зачем на бал пришёл медведь" © (Крылов?)

Евгения: Ну и как?

игумен Роман: Дык... музыка понравилась!

no-no-no: игумен Роман пишет: Дык... музыка понравилась! Батюшка, Вы думаете что говорите, Вы еще скажете, что Стрекоза прилетела подработать...

no-no-no: IrinaDmitrievna пишет: Православие – соблазн для тех, кто под влиянием католической схоластики и протестантского морализма считают, что Православие тоже предлагает философско-идеологические истины и систему морали для некой в условном смысле слова «счастливой» жизни, и игнорирует то, что Православие проникает и исцеляет саму суть человеческой личности. - я собственно по этому пункту... Мне все написанное-то совершенно близко. Но есть некоторые поправки... Я полагаю, что в нынешней ситуации, то есть вот в наши последние 5-6-7 и более-более-более... лет православная мысль выглядит совершенно застывшей,- напитанной, насыщенной и удовлетворенной схоластикой. Напротив, католичество, а не "католики", как раз делает хотя бы попытки из этого положения выбраться. Западное мышление несколько, согласен, плосковато, западный писатель не роет вглыбь, но зато этих "плоскостей" ныне набралось порядочно, толщина вскрытого слоя (говоря языком археологов) достаточна для осмысления. Наша же рабочая площадка напоминает шурфы - там и сям нарытые без всякой ответственности за вырытое (сказанное), и как это бывает с торопыгами археологами артефакты из разных культурных слоев валятся в одну корзину, даже не подписывая откуда взято. Вот и выходит у нас кажная духовная книжка - ассорти на духовную тему, требник для мирян....

IrinaDmitrievna: no-no-no - я собственно по этому пункту... Мне все написанное-то совершенно близко. Но есть некоторые поправки... Я полагаю, что в нынешней ситуации, то есть вот в наши последние 5-6-7 и более-более-более... лет православная мысль выглядит совершенно застывшей,- напитанной, насыщенной и удовлетворенной схоластикой. Напротив, католичество, а не "католики", как раз делает хотя бы попытки из этого положения выбраться. Западное мышление несколько, согласен, плосковато, западный писатель не роет вглыбь, но зато этих "плоскостей" ныне набралось порядочно, толщина вскрытого слоя (говоря языком археологов) достаточна для осмысления. Наша же рабочая площадка напоминает шурфы - там и сям нарытые без всякой ответственности за вырытое (сказанное), и как это бывает с торопыгами археологами артефакты из разных культурных слоев валятся в одну корзину, даже не подписывая откуда взято. Вот и выходит у нас кажная духовная книжка - ассорти на духовную тему, требник для мирян.... Согласна абсолютно. ППКС. Жаль, дискуссии не получилось...

Владимир: IrinaDmitrievna пишет: Вот и выходит у нас кажная духовная книжка - ассорти на духовную тему, требник для мирян.... :-) Все зависит от "желудка" христианина и от его разборчивости в "еде". Это как в жизни, накушаешся без разбору всего, а желудок слабоват, ну и получаются потом казусы :-))) Ну а насчет нашей православной мысли в целом - для меня слишком круто, не дорос я до такого осмысления.....



полная версия страницы