Форум » Архив » Православие как соблазн » Ответить

Православие как соблазн

IrinaDmitrievna: Православие как соблазн Перевод с новогреческого Владимира Телиженко В период общественных и церковных соблазнов и искушений Церковью был отмечен праздник Торжества Православия. В последнее время разные люди пытаются анализировать православную веру и жизнь, и некоторые из них представляют Православие как религию или своего рода совершенную религиозную идеологию, которая может помочь современному человеку: по сути, чтобы он еще больше закрылся в своей индивидуальности. Надо сказать, что то же самое делают все религиозные идеологии и все религиозные секты. В конце концов, Православная Церковь – это соблазн, особенно для современного человека, который хочет использовать любую идеологию, даже религиозную, в корыстных и утилитарных целях. Греческое слово соблазн, или скандал, этимологически намекает на силки и западню, которые готовит какой-то враг. Кроме того, это слово означает искушение, препятствие. В этом смысле Православие является соблазном для тех, кто не знает его внутренней глубины и его внутренней полноты: оно есть и все время становится силками, западней, помехой и камнем преткновения. *** Православие – соблазн для тех, кто под влиянием религиозной и мистической традиции Востока ставит его в один ряд с другими религиями, стараясь получить для себя выгоды религиозного или духовного характера, и игнорирует то, что речь идет не о религии, а о Церкви, Богочеловеческом общении, которое избавляет человека от болезни Религии. Православие – соблазн для тех, кто под влиянием католической схоластики и протестантского морализма считают, что Православие тоже предлагает философско-идеологические истины и систему морали для некой в условном смысле слова «счастливой» жизни, и игнорирует то, что Православие проникает и исцеляет саму суть человеческой личности. Православие – соблазн для тех, кто видит его через призму западной метафизики, «феодального» образа мысли, и поэтому борется с ним, как это делали просветители, романтики и модернисты, игнорируя, однако, то, что Православие – антиметафизично по своей сути и находится по другую сторону «феодального мировоззрения». Поэтому Православие и не беспокоят стрелы разных западноевропейских течений, и в недрах Православия никогда не рождались подобные враждебные ему течения. Православие – соблазн для тех, кто хочет перенести в него свои страсти, особенно тщеславие, сладострастие и сребролюбие, и использовать его в социальных и политических целях, забывая, что суть Православного Предания – это претворение самолюбия в боголюбие и человеколюбие. Православие – соблазн для тех, кто использует его для созидания своеобразных «духовенств» и «епископатов» и пренебрегает тем, что Православной Церкви чужды все те системы, которые говорят о господстве клира или народа. Православие – соблазн для тех, кто считает его группкой благочестивых людей, не зная, что группы кафаров («чистых»), начиная от манихейства и заканчивая огромным количеством религиозных движений Средних веков, не имеют никакого отношения к Православной Церкви, которая есть место искренне кающихся, не преследующих корысти или личной выгоды. Православие – соблазн для тех, кто хочет видеть в нем опору национализма и капитализма, игнорируя то, что Православная Церковь – вселенская, и один из главных ее признаков – любовь к человеку, в каком бы месте, в какой бы стране он ни находился, а особенно любовь к человеку страждущему и измученному любой тиранической властью. Православие – соблазн для тех, кто считает его юридическим лицом общественного права и придатком государственных или социальных учреждений или глашатаем разных политических образований, пусть и необходимых в демократическом обществе. Такие люди не принимают во внимание то, что Церковь обнимает всех людей, к каким бы партиям они ни принадлежали, как наседка укрывает всех своих птенцов, независимо от их цвета . Православие – соблазн для тех, кто ищет в нем разного рода и степени соблазны и скандалы, потому что соблазн самого Православия – это то, что оно любит всех и не считает других своими врагами. У Православия нет врагов. *** Кто смотрит на Православную Церковь через такие деформированные стекла, соблазняется им. По сути, Православная Церковь – соблазн в том же смысле, в каком смысле может стать соблазном солнце, которое принадлежит всем, всех освещает и греет, но никто не может присвоить его и смотреть на него открытым взглядом, ибо ослепнет. Кто хочет познать свет и тепло Православия, может прочитать тексты святого Симеона Нового Богослова и святого Григория Паламы, или прекрасную книгу Владимира Лосского «Мистическое богословие Восточной Церкви». Если же нет времени и возможности читать такие книги, можно познакомиться с известной книгой «Отечник», или «Патерик». Стоит также прочитать книги Достоевского и Пападиамантиса. В них можно найти смиренных выразителей Православного Предания, увидеть людей, воспевающих «песнь Божию», которые скромно, без фанфаронства, ханжества и театральности живут в Церковной ограде, каются и воспринимают Православную Церковь не как место философствования и не как социальную или моральную систему, а как общество смиренных и освящающихся людей, как духовную врачебницу, подающую елей и вино, чтобы исцелить человеческие раны. Это можно было увидеть в отце Паисии(1), в старце Порфирии(2), в старце Иакове(3), в отце Ефреме(4), в отце Софронии(5). Православная Церковь – жизнь для них всех, но соблазн – для самонадеянных, «религиозных», для ханжей, для всякого рода «чистых», «истинных», для «пользователей» и «добытчиков», а также для тех, кто хочет превратить Православие в социальную, моральную и политическую систему – именно потому, что никакое государство не может стать и быть Христианским, и, тем более, не может стать православным. И там, где предпринимались такие попытки, – человек потерпел неудачу. Это настоящие соблазны для Церкви. И люди, которые неправильно относятся к Православной Церкви, – либо соблазненные, либо соблазнители. Но и они становятся объектом ее любви и ее заботы, потому что Церковь – мать, а не учение, Врачебница, исцеляющая раны, а не система, загоняющая в угол и убивающая безличными идеологиями. Православная Церковь – «место», где слышатся и переживаются, как сказал бы святой Симеон Новый Богослов, «божественной любви (ερώτων) гимны». Для того, кто может выдержать. Для других – Православие соблазн и безумие. Ierotheos, Metropolitan of Nafpaktos Митрополит Навпакта и Святого Власия

Ответов - 109, стр: 1 2 3 All

no-no-no: О внешних терниях очень даже много говорится, почти все Господни и Апостольские слова: "берегитесь..." .... ....прочтите внимательно Лк.17;1,2. Очень много....

Владимир: no-no-no пишет: "берегитесь..." .... ....прочтите внимательно Лк.17;1,2. Очень много.... Пасиб, согласен, беречься надо, чтобы это терние (закваску фарисейскую и проч.) не усвоить себе т.е. чтобы не добавить себе заблуждений и страстей. Для чего Господь об этом говорит - именно для того, чтобы не соблазниться, чтобы не отравиться этим ядом. Внешнее, если оно ядовито и опасно, употреблять нельзя, но если не употребляешь - то оно и не отравляет тебя изнутри, хотя и внешене создает помехи и препятствия.

no-no-no: Ну так ведь обычно и начинается.... Сначала "духовник" подсаживает человека на себя, как на иглу, а потом ломки начинаются. Как не апостолу, а простой девке или парню, только пришедшему в Церковь распознать лесть. Я вот много раз не распознавал. Просто я дубовый (а не из-за стойкости какой духовной) и сильно не ломался. Ну и понимал, конечно и свою вину.... А ломалось много.... Ну Достоевский этот (не люблю его) правильно в инквизиторе об силе авторитета говорил. Токовал дрябло, а говорил верно....


Владимир: no-no-no пишет: Ну так ведь обычно и начинается.... Сначала "духовник" подсаживает человека на себя, как на иглу, а потом ломки начинаются. Есть конечно проблемы, я не спорю. Есть и примеры, которые я наблюдал и сам - в отношении духовника и окормляемого, когда из области духовного наставления и совета, отношения становятся обмирщенными с примесью человеческих пристрастий. Впорос это не простой. Наверное, нужно искать опытного духовника и не по тому принципу - нравится не нравится - а по тому, насколько он опытен духовно и крепок сам противостоять искушениям....Лично у меня нет духовника. Есть священники, у которых я давно уже исповедуюсь, хотя и попадаю иногда к другим.

IrinaDmitrievna: Владимир да как же понять-то, про крепость и опытность, да еще от себя он тебя в капусту шинкует или так и надо...

Владимир: Мы очень много уделяем внимания внешнему, окружающему нас и слишком мало уделяем внимания своему внутреннему состоянию, что в нас в нашем сердце (смотрите за собой - говорит Господь, ... если око твое будет светло, то и все тело будет светло.....если свет твой в тебе тьма, то какова же тьма?) И обычно говорим - ой, вот это у нас плохо, вот у нас в мире такие-то проблемы, вот у нас убогое богословие последних лет, вот у нас в монастырях нет роддомов - глобальное мышление о судьбах мира (с таким мышлением нужно быть как минимум депутатом) - и это конечно нужно знать, но важнее же научиться видеть себя самого, свой внутренний мир - ведь внешний мир изменяется если меняемся мы сами. Как сказано - блажен видевший Ангела, но тем убо блаженнее видевший себя самого. Смиритесь и тысячи вокруг вас спасутся - говорит преподобный Серафим Саровский. Как сказал кто-то из святых - научитесь читать Евангелие жизнью т.е. исполнять написанное.

IrinaDmitrievna: Владимир, люди вокруг все же не настолько *внешнее* что бы не обращать внимания на живых-то... а богословие и правда у нас убогое последние сотни лет... читаешь - содрогаешься кажется митр. Антоний говорил, что взирая на себя и свой мрак - смотришь на беса... он как всегда гениально сказал, это я грубо вывела, просто не помню где именно эти его слова прочла.

Владимир: IrinaDmitrievna пишет: люди вокруг все же не настолько *внешнее* что бы не обращать внимания на живых-то... а богословие и правда у нас убогое последние сотни лет... . Не обращать внимания - пожалуй не возможно, но вот все подряд скажем читать и всех подряд слушать - тоже не недо. От этого с ума можно сойти. По моему, мы слишком усложняем себе жизнь. Понимаю, хорошо рассуждать, когда имеешь какой-то опыт. А как быть новоначальному? Во всяком случае меня Бог избавил от подобных углубленных копаний и блужданий. Внутренние блуждания, основанные на моей поврежденности грехом, на моих страстях были и есть еще, но вот от внешних перегибов и водоворотом Господь меня избавил....

IrinaDmitrievna: Владимир ты, видимо, был слишком занят собой, прохлопал все изыски)))))

Владимир: IrinaDmitrievna пишет: Владимир ты, видимо, был слишком занят собой, прохлопал все изыски))))) На себя любимого я не обращал особого внимания, это потом анализировать стал, а сначала жил - как жилось, как складывалось в душе. Я сначала блуждал, занимался "Деткой" Порфирия Иванова, да и прочей чепухой, но проблемы непознанного меня интересовали с детства, а уж о жизни по вере я задумался лишь к 33 годам..... В общем сам себе режиссер, слава Богу, что Он управил и не дал мне уйти от веры Православной.....

no-no-no: Ну неужто я возражать буду? Да совершенно верно все. Вот Вы пишите, Владимир "Мы очень много уделяем внимания внешнему, окружающему нас и слишком мало уделяем внимания своему внутреннему", но ведь любая встреча, будь то на улице, будь в интернете, это все же выход "вовне". Вы призываете меня, когда я нажму вечером "резет", заняться внутренним. Я постараюсь последовать Вашему совету, но находясь во вне, почему бы мне не обсудить с братьями и сестрами по вере, достаточно важные вопросы. За "важнейшем", стоит и "важное" и маловажное и несрочное и т.д. Кто определит важность того или иного действия. Монахи на Афоне в позопрошлом веке доспорились до того, что войска пришлось вызывать. Почему бы и нам не поспорить? - Мирно.

Владимир: no-no-no пишет: Я постараюсь последовать Вашему совету, но находясь во вне, почему бы мне не обсудить с братьями и сестрами по вере, достаточно важные вопросы. За "важнейшем", стоит и "важное" и маловажное и несрочное и т.д. Кто определит важность того или иного действия. Монахи на Афоне в позопрошлом веке доспорились до того, что войска пришлось вызывать. Почему бы и нам не поспорить? - Мирно. Обсуждать можно и нужно, но нужно еще и постоянно проверять себя по учению церкви, нужно исследовать писания, нужно читать учителей церкви, но при этом нужно начинать с малого быть исполнителем заповедей Христовых, нужно начинать с житейских мелочей - с помощи ближним, с молитвы. Со временем Господь даст и разумение - так советуют святые...

IrinaDmitrievna: Владимир крепкий ты... я вот читаю только то, что интересно...

Владимир: IrinaDmitrievna пишет: Владимир крепкий ты... я вот читаю только то, что интересно... Да нет, Ирина, я не крепкий, я достаточно ленивый, но Господь меня ленивого и грешного обогатил и внутренне и внешне - даром - по милости Своей...

no-no-no: Да не все подряд читали, а что батюшка советовал... откуда знать то было.... а потом, чтобы заглушить прочитанное, приходилось уж читать все подряд...

no-no-no: "вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" - как Вы это понимаете?

IrinaDmitrievna: у меня как раз с обогащеним проблема... я все время спорю(( с отцами и мало читаю... наверное от этого

no-no-no: Нет, а все-таки: вера православная - она же не есть что то другое, что сказал Апостол.... Как Вы это понимаете?

Владимир: В двух словах и сразу не скажешь...Чуть позже попробую....

Владимир: "вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" Я бы сказал так, что вера это внутреннее ощущение (даже некое соприкосновение) Бога, Его реальности, Его правоты, Его силы, Его благости, Его строгости и милости, Его долготерпении, которые ты ощущаешь внутренне на себе в определенные моменты жизни. Как сказал Господь - Дух дышет где хочет и голос Его слышишь, но не знаешь откуда приходит и куда уходит...В такие моменты ты воспринимаешь жизнь не как случайные эпизоды, а понимаешь, что это было от Бога - спасение в трудных и порой безвыходных ситуациях, яркое обличение совести, если поступил не по правде и даже наказание, если не покаялся за время долготерпения Божия. Это такие моменты, когда скажем ты 20 раз прочитал какое-либо место в Евангелии, и на 21 раз вдруг ясно осознал то, что там было написано и для тебя открылся смысл написанного, в то время когда ранее ты просто читал буквы и слова но как говорится смотрел и не видел...Это такие моменты, когда ты вдруг начинаешь молиться так, как будто ты на 100% знаешь, что Господь здесь рядом и молитва уст сливается с молитвой сердца и даже иногда переходит из состояния бодрствования в состоянии сна. Это моменты, когда ты согрешил и упорствуешь во грехе по раздражению и гневу на ближних, когда доходишь до осуждения и не можешь остановиться и ложишься спать, но сон снановится тяжек до невыносимости, когда бесы начинают просто давить тебя и тебе нечем дышать, даже во сне, когда ты не может даже проснуться от этого ужаса, но понимаешь, что ты беспомощен и ничтожен и наступает момент, когда Господь дарует тебе произнисти молитву, самую простую и сильную - Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного - и тьма мгновенно рассеивается и становится удивительно легко и чисто на душе...Это когда ты пишешь или делаешь какую нибудь неправду, и думаешь - а кому это нужно - правда- неправда, кто будет проверять? и соглашаешься с ней и после не помнишь где и как у тебя пропало служебное удостоверение. Но после покаяния и долгих молитв ко Господу, Пречистой Божией Матери и святым, тебе звонят и говорят - что твое удостоверение найдено где-то на лужайке - приехай и забери... Это когда у тебя в автобусе сидит 20 человек задержанных и готовых на депортацию, а с тобой еще только два человека сопровождения и ты ночью, не доехав до места назначения попадаешь по стечению обстоятельств на Икарусе на дачные участки, где автобус среди ночи застревает в грязи по самое брюхо, находясь в нескольких километрах от основной трассы, а время далеко за полночь и тебе никто не может помочь и нужет только трактор, да и еще гусеничный! и ты отойдя немного в сторону, начинаешь молиться, молитсья так, как никогда бы не смог в обычное время и в обычных обстоятельствах - молиться от сердца со слезами ко Господу, ко Пречистой Божией Матери, к святителю Николаю....и когда вдруг, даже не веря своим глазам видишь, что едет трактор, да еще гусеничный!!! и когда череч 10 автобус уже вытянут и еще через 15 минут ты уже на месте назначения - и при это никто не сбежал и ничего страшного не произошло!!! И еще многое другое... Думаю, что из прочитанного можно понять, что есть вера.....

no-no-no: Вы все хорошо написали. Это есть - вера...

Владимир: Слава Богу за все!

Николай Михайлович: Я попросил Бога забрать мою гордыню ,И Бог сказал мне"Нет". Он сказал, что гордыню не забирают, от нее отказываются. Я попросил Бога вылечить мою прикованную к постели дочь, И Бог сказал мне "Нет". Он сказал, что ее душа в сохранности, а тело все равно умрет. Я попросил Бога даровать мне терпение, И Бог сказал мне"Нет". Он сказал, что терпение появляется в результате испытаний. Его не дают, а заслуживают. Я попросил Бога подарить мне счастье, И Бог сказал мне "Нет". Он сказал, что дает благословления, а буду ли я счастлив, зависит от меня. Я попросил Бога уберечь меня от боли, И Бог сказал мне "Нет". Он сказал, что страдания отдаляют человека от мирских забот и приближают к нему. Я попросил Бога, чтобы мой дух рос, И Бог сказал мне "Нет". Он сказал, что дух должен вырасти сам. Я попросил Бога помочь мне любить других так же, как он любит меня, И Бог сказал: "Наконец-то ты понял, о чем надо просить". Я просил сил, И Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня. Я просил мудрости, И Бог послал мне проблемы, над которыми нужно ломать голову. Я попросил мужества, И Бог послал мне опасности. Я попросил любви, и Бог послал мне несчастных, нуждающихся в моей помощи. Я попросил благ, И Бог дал мне возможности. Я не получил ничего из того, что просил. Я получил все, что мне было нужно. Бог внял моим молитвам.

Константин: Удивительно верно! кто это написал?

Рулетка: Мне очень понравилось. Сами написали?

Владимир: Очень интересно, чье это прошение, кто автор?

Denzo_: жизненно!

Николай Михайлович: Даже не знаю кто автор,случайно увидел и так понравилось,и тут же почувствовал необходимость поделиться этим. Похоже автор,как древние иконописцы,считал,что его рукой водила "рука Божья" и потому не подписался. Но это только моё предположение.Может быть когда то узнаем.

no-no-no: Да и неважен автор. Главное сказанное.



полная версия страницы