Форум » Архив » С чего начать... » Ответить

С чего начать...

Сергей Ф.: Подскажите, в каком порядке новоначальному стоит читать собрания сочинений, с тем чтоб идти от более простого для понимания, к более сложному. Приобрел для последующего чтения собрания сочинений Феофана Затворника, Игнатия Брянчининова, Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадского, Иоанна Златоуста.....и теперь маюсь, с чего начать...Подскажите пожалуйста.

Ответов - 25

Admin: А можно ли узнать, какие именно произведения этих отцов? Но однозначно, что Брянчанинова пока не трогать

mgr_Andrew: При совершенном согласии с о. Андреем по поводу Игнатия, думаю, что Иоанн Сергиев и Феофан - самые интересные для начала. Но. Для того, чтобы помимо прочего, все же привыкать к слогу Святых Отцов, то можно потихонечку, хоть по страничке, читать Златоуста. Кстати, из Отцов здорово пишет Ефрем Сирин. http://www.pagez.ru/lsn/0472.php Вот, для затравки

Сергей Ф.: *****А можно ли узнать, какие именно произведения этих отцов? Но однозначно, что Брянчанинова пока не трогать **** Брянчининова 5-ти томник Аскетические опыты. Иоанна Кронштадского по-моему полное собрание сочинений 5 или 6 томов. Феофана Затворника полное собрание сочинений--21 книга.Дмитрия Ростовского -трехтомник.Тихона Задонского -5-ти томник. Иоанна Златоуста-полное собрание сочинений в 17 -книгах. Есть еще Ефрим Сирин. Дамаскин.Никодим Святогорец. Нил Сорский.Нил мироточивый. Паисий Величковский.Исаак Сирин.Григорий Богослов.Филарет Болгарский.Добротолюбие.Лествица.Оптинские старцы в разных книгах, и еще разные книги о молитве Иисусовой...у меня наверное нездоровая страсть, покупать книги в неумеренных количествах для последующего чтения....а читаю очень медленно. 3-месяца Толкование Евангилия Гладкова читал. Сейчас открыл толкования на Апостол---так по нескольку страничек. Жития Святых--из Двенадцати томов, только два прочел...а не покупать, потом может не быть.


Владимир: Сергей Ф. пишет: у меня наверное нездоровая страсть, покупать книги в неумеренных количествах для последующего чтения....а читаю очень медленно. У меня поменьше страсть покупать, но читаю, к сожалению тоже не много и медленно. Иногда правда бывает, дорвусь до чтения, но потом как то отхожу от этого и долго не читаю. Евангелие, правда, стараюсь читать регулярно, внутренне чувствую, что этого дела оставлять нельзя. Даже когда не хочется - заставляю себя читать. А когда начинаю читать - то обычно успокаиваюсь и получаю удовлетворение и умиротворение в душе.... Вот интернет помогает - много есть интересного, только вот читать с экрана достаточно тяжело.....

Надежда: Сергей Ф. пишет: у меня наверное нездоровая страсть, покупать книги в неумеренных количествах для последующего чтения. Аналогично Я начинала с Феофана, теперь по-тихоньку читаю Кронштадтского..Златоуста как-то трудновато пока :(

mgr_Andrew: Значит святоотеческое: Ефрем Сирин, Исаак Сирин, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. А кто такой Филарет Болгарский? Это который Феофилакт? И все же - начните с Феофана. Или с Иоанна Сергиева... И разбавляйте Ефремом или Иоанном, Григорий, по моему, будет сложноват.

Let: Мне все таки интересно, почему рекомендуют вначале не трогать Брянчанинова, словно вред какой-то от него может быть.

Владимир: Let пишет: Мне все таки интересно, почему рекомендуют вначале не трогать Брянчанинова, словно вред какой-то от него может быть. Не знаю, лично я его читаю с удовольствием. Может быть у него наставления несколько ближе к монашеской жизни и для новоначального, как говорится, довольно жесткая пища, а нужно сначала молоко. Думаю, что у Феофана Затворника и Иоанна Кронштадского наставления более адаптированы к простому мирянину, а у святителя Игнатия - более к опытным в вере...

Сергей Ф.: *********А кто такой Филарет Болгарский? Это который Феофилакт? ****** Да, точно, Феофликт..3-х томник "Благовестник". ********И все же - начните с Феофана******Спасибо! С него и начну. Я читал отрывком у него о неправильном образе молитвы умно-головной, очень понравился как пишет, просто и с ясностью ума...начну читать с него.

Евгения: Сергей Ф. Мне кажется, что вы правильно делаете, что покупаете эти книги. Их всегда хорошо иметь дома, а в продаже могут потом и не быть. Я тоже стараюсь покупать по возможности. А читать начала бы тоже с Феофана Затворника.

Сергей Ф.: ********************Вот интернет помогает - много есть интересного, только вот читать с экрана достаточно тяжело.....*************************** Если будет время, прочитайте книгу :http://bookz.ru/authors/rainer-paclaf/pazlavrnr01.html Книга Райнера Пацлафа "Застывший взгляд. Физиологическое влияние телевидения на развитие детей " Мне кажется в ней есть ключ к тому, почему с экрана читать тяжело...после этой книги, стараюсь если что-то длинное читаю с интернета, распечатывать.

mgr_Andrew: А никто и не говорит, что надо читать Златоуста. НО! Надо по чуть чуть читать именно Отцов. Они пишут иногда очень трудно - но зато, если страничку в день прочитывать, то потихоньку вырабатывается привычка к пониманию их слога и их способа выражения мысли.

Admin: mgr_Andrew +++

Лия: Посоветуйте, пожалуйста и мне что чтоит почитать, но попроще - что-то порой я не все "догоняю" бывает.

Рулетка: Митрополит Антоний Сурожский не заумно пишет и современным языком. Мне кажется, что если Вас интересуют книги не только Святых отцов, то можно с книг Владыки Антония начать. Хотя, батюшки, наверное, лучший совет дадут.

Ульяна: Да впечатляющий список "сочинений Феофана Затворника, Игнатия Брянчининова, Дмитрия Ростовского, Тихона Задонского, Иоанна Кронштадского, Иоанна Златоуста"..... Хотя Феофана Затворника еще читаю. Брячининов мне тяжеловат. Иоан Кронштадский как-то не идет. Не знаю почему. Не мое это. Я пока чего попроще читаю. Вот эта книга мне нравится: http://vivanik.narod.ru/kniga/486-525.htm Еще нравится А.И. Яковлев "Век Филарета". Вообще у него все книжки хорошие. Хороши Письма иг. Никона "(Воробьева). Но тоже я не уверена, что с них надо начинать. Хотя их можно читать бесконечно, т.к. постоянно что-то новое понимашь.

Вера: Надо слушать батюшек,наверное,прежде всего. Мне из Вашего списка ближе всего или ,по-другому если сказать, по сердцу - св. Иоанн Кронштадский, а еще очень "греют" Антоний Сурожский и Паисий Святогорец.

Владимир: Думаю, что будет для многих и полезно и интересно почитать толкование на Евангелия - блаженного Феофилакта Болгарского. Предлагаю почитать сначала толкование на Евангелие от Матфея т.к. там дается вступление и пояснения. Все мы читаем и слушаем Евангелие, но многого из того что читаем не разумеем. Лично мне очень понравилось. Я прочитал, наверное, около половины толкования на Евангелие от Матфея. Многие пояснения для меня были откровением. Написано там много, но торопиться не стоит. Вот ссылочка. http://pagez.ru/lsn/0113.php

Николай Михайлович: Начните с свт.Тихона Задонского.Он очень просто и наглядно пишет,для нашего извращенного ума сама простота изложения кажется сложной и вызывает определенное неприятие.И чтобы не зацикливаться читайте одновременно современных авторов.

Рулетка: Владимир, мне тоже нравится читать толкования блаженного Феофилакта. Очень доступно для восприятия.

Дмитрий: А "Лествицу" когда можно начинать, я вот купил, потому что дорожает быстро (в том году была 90 руб., сейчас 170), но не знаю стоит ли начинать её читать. Ведь книга для монахов. Где-то недавно мелькнула книга о прохождении верующими людьми (православными) определенных этапов в духовной жизни, но потерялась ссылка. А говорилось там о том, что у новоначального сначала идет познавательный курс, он старается получить знания о православии, затем возникает потребность в исповеди и дальше уже я не дочитал, закрыл окно и все. А сейчас жалею, там написано как и у меня было. В данный момент осознаю потребность в духовнике, а его нет. Может подскажите, дорогие форумчане, как двигаться дальше, может почитать чего на эту тему, какой следующий этап и как узнать, что я прошел предыдущие?

Владимир: Дмитрий пишет: Может подскажите, дорогие форумчане, как двигаться дальше, может почитать чего на эту тему, какой следующий этап и как узнать, что я прошел предыдущие? На ваш вопрос я просто хочу написать свои впечатления от того, как мне самому приходилось начинать. Первое, с чего я начал, или к чему меня привел Господь - чтение Евангелия и исполнение молитвенного правила. Молитва и чтение Евангелия - общение с Богом, который просвещает человека, дает ему разумение, по мере того, как он усваивает то, что дано, или по другому - как он следует тому, что усвоил и понял. Стал понимать постепенно, что нужно поступать так, как написано в Евангелии т.е - по заповедям, не делать зла ближнему и помогать по мере сил. Вместе с этим стал понимать и усваивать то, что нужно следить за собой, и по окончании дня осмысливать то, что сделал плохо и просить прощения в молитве ко Господу. Сначала нужно научиться правильно молиться - без спешки, без отвлечения на посторонние мысли и приучить себя регулярно, лучше ежедневно читать Евангелие. Не столь важно, что поначалу не все будет понятно. Со временем Господь даст разумение. Следующее, к чему я приучался несколько позже - это посещения богослужений в воскресные и праздничные дни. Опять же тежело было по началу стоять на службе, тем более что ничено не понимал почти о чем поют и что читают, за исключением - Господи, помилуй..И безусловно - нужно вам посоветоваться со священником, сколько раз вам лучше на данном этапе причащаться. По началу я исповедовался и причащался очень редко - раз в несколько месяцев. Но потом, на исповеди, мне священник сказал, что нужно причащаться не реже одного раза в месяц, а вот теперь у меня возникает мысль, и желание перейти на два раза в месяц.. По мере исполнения этих правил Господь, через совесть нашу будет подсказывать, что хорошо, а что плохо - это будет заметно, когда научимся следить за своими мыслями и чувствами. Ну а насчет прохождения этапов - не думаю, что нужно жестко придерживаться каких-то этапов. Святые, по смирению своему обычно гворили, если возникал вопрос - насколко ты усовершенствовался, или продвинулся? они отвечали - я еще не приступал ко своему спасению.....Думаю, что вам наиболее понятно и легко усваивается - то и читайте, а когда "зубы окрепнут" будете грызть что и покрепче

Сергей Ф.: Мне кажется, путь к Господу, отчасти похож на восхождение по лестнице. Где лестница, приобретенные добродетели. Шествуя по лестнице, человек вероятно не видит этого, поскольку добродетели вероятно естесственны свойственны человеку. например как дышать воздухом..душа не замечает того что ей естественно, поскольку вероятно это свойственно ее сути. Душа замечает то что против естества ее...замечает грехи, темные пятна на себе. Взгляд души фиксируется на несоответствии этих греховных пятен своему естеству, и видя свою мерзость перед Богом, душа плачет, стонет, и молит об очищении. При этом мобилизуя все свои силы на борьбу с грехом. Если воздух чист, он нами невидим, если в воздухе клубы дыма, смрада..то человек это видит. Если душа начинает смотреть на свои успехи, то увидеть в себе вероятно она это не может....и эту невозможность восполняет своими фантазиями на тему своего совершенства. Фантазии, это уже область лукавого..и в этой области лукавый улавливает душу, поддакиванием, восхвалением...стремясь эти фантазии раздуть до гипертрофированных размеров, заменяющих собой реальность. Когда душа ощищается Господом, тогда она может лицезреть своим духовным зрением Бога, и это лицезрение,вероятно заполняет ее, захватывает, и душа начинает жить хвалой Бога, Славя его, и благодаря... При этом, найдя источник Благодати, и умиротворения, всем сердцем прилепляясь к Богу, душе вероятно нет нужды уже смотреть на себя, и искать в себе доброе...как нет нужды человеку, разглядывать огонек свечи, если комната, залита ярким светом. Вероятно степени , самооценки, это все от лукавого. Это попытка человека сбить с толка. Заменить , подминить, поиск души Бога, на делание. Вероятно ДЕЛАНИЕ можно быть вредно, если становиться самым главным. В Делании вероятно есть возможность так увлечься им, так увлечься путем, что всем сердцем прилепиться к Пути, к его результатам, сделать его целью. При этом все используя как средство. В том числе используя как средство и молитву, и пост, и милостыню, и т.п...используя Божью помощь, для достижение своей цели....при этом эта ступень, этот этап, может стать значимей, чем Царство небесное, чем Царство Божье, чем прибывание с Богом.

arxim.Iona: мой совет это Отечник

Сергей Ф.: *******мой совет это Отечник ******* Спасибо. Попробую.



полная версия страницы